Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Что делать ребенку, которого гнобят в школе

Родителям нужно посоветовать детям, не реагировать на провокации, не обижаться на задевания, не проявлять агрессию. Ребенок должен ответить обидчику спокойно и достойно. Если его обвинили в том, чего он не делал, то ему необходимо твердо отрицать свою вину, и не «рассасывать» конфликт. В некоторых случаях лучше молчать, нежели оправдываться: агрессор потеряет интерес к тому, кто на него не реагирует.

Ребенку не следует плакать, если ему дали прозвище. Часто в школе дразнят тех, кто носит очки. Дети обижаются, если их называют «очкариками». В этом случае посоветуйте ребенку: если тебя дразнят «очкариком», скажи «Ты верно заметил, я ношу очки». Обидчик попросту будет сбит с толку, потому как его «объект унижений» не бесится, не плачет, не отвечает ему тем самым.

Чтобы не стать жертвой буллинга, ребенок должен завоевать авторитет в классе. Самый простой способ — преуспевать в учебе, спорте, в увлечениях, заниматься хобби, которое вызовет интерес у сверстников

Важно найти соратников, ребят, которые держат нейтралитет. Если в классе появились друзья, значит ребенок не униженный, а самый обычный

Ребенка обижают в школе. Травля отличников

Самые послушные, аккуратные, исполнительные — это дети с анальным и зрительным векторами. Любознательные, открытые дети, отличники и медалисты, им нравится учиться. Именно они становятся объектом травли, если попали в класс с «неправильным» лидером-неучем — кожным подрывателем спокойствия и успеваемости.

Все будут учиться средненько в таком классе, чтобы не высовываться, и если находятся 1–2 отличника, то вся злость и зависть достанется им — золотым от природы детям. Одноклассники обзывают их ботанами, задротами, зубрилами, в них кидают предметами, мусором, рвут их тетради.

Зачастую ребенок со зрительным вектором не может дать отпор обидчикам. Он от природы мягок и добр, доверчив и не имеет желания идти на конфликт. У него трудности с тем, чтобы отстоять себя и защитить. В такой ситуации у ребенка обостряются состояние страха и нежелание идти в школу. Тихий и скромный ребенок с анальным вектором будет долго терпеть, но внутри у него вырастут огромная обида и комплекс неуверенности в себе.

Таким детям обязательно нужно учиться защищать себя в коллективе словесно, потому что переход на домашнее обучение не выход, а скорее во вред. Им нужно учиться самостоятельно общаться со сверстниками, преодолевая страх и неуверенность сказать что-нибудь не так.

Обычно родителям советуют научить такого ребенка постоять за себя кулаками — записать его на карате или в другую секцию борьбы. Но именно для анально-зрительного ребенка этот шаг будет огромным минусом, ибо занятия борьбой ломают его природную доверчивость, учат враждебности и насилию, а не дают развитие его свойствам — чуткости, доброты, сопереживанию.

Как же быть родителю? Можно и нужно детей приводить в спорт, но не с тем, чтобы они научились нападать на обидчиков. Ребенку необходимо дать правильные ориентиры. Спорт, например плавание, поможет в качестве способа самоорганизации, чтобы ребенок зауважал себя, закалил дух и избавился от психологии жертвы.

Основное, что нужно сделать, — это понаблюдать за коллективом: как ведут себя дети, кто лидер, как относятся к отличникам. Если вы уже постоянно слышите от ребенка жалобы, что его обижают в школе, если успеваемость снизилась, если учитель не реагирует и не вмешивается в эту проблему, нужно обязательно перевести ребенка в более здоровый коллектив. Этим шагом вы убережете психику ребенка от травм и комплексов, которые он непременно вырастит внутри себя и потянет во взрослую жизнь.

Тревожные признаки

В суматохе будничных дел взрослые не всегда имеют возможность и желание поговорить со своим ребенком по душам. Часто тема школы ограничивается лишь обсуждением успеваемости и домашнего задания, а отношения со сверстниками отходят на второй план. Кроме того, в некоторых случаях дети боятся или стесняются рассказывать о своих проблемах, чем только усугубляют ситуацию. Что делать родителям в таком случае? Определить, что ребенок стал объектом насмешек или настоящей травли со стороны одноклассников, можно по следующим признакам:

  • Нежелание идти в школу. Приступы лени и потребность устроить лишний выходной бывают у каждого школьника. Если же ребенок часто ищет любые поводы, чтобы остаться дома, это должно насторожить.
  • Падение успеваемости. Ухудшение оценок без видимой причины (усложнение школьной программы, пропуски занятий) обычно свидетельствуют о недоброжелательной атмосфере в коллективе.
  • Изменения в поведении. Ребенок может проявлять агрессию или апатию и подавленность после возвращения из школы. Помимо этого, постоянные конфликты приводят к развитию невроза, для которого характерно ухудшение аппетита и сна, а также потеря интереса  к некогда любимым вещам и занятиям.
  • Порча школьных принадлежностей и одежды. Школьник часто возвращается домой в грязной форме или с оторванной пуговицей. Его тетради, альбомы и учебники постоянно пропадают, пачкаются или рвутся. При этом ребенок не может дать внятного объяснения происходящему.
  • Следы насилия. Обычно дальше обидных слов дело не доходит. Однако постоянное наличие у ребенка синяков и ссадин свидетельствует о том, что ситуация зашла слишком далеко и требует родительского вмешательства.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

На что следует обратить внимание

Дети не всегда своевременно деялся со взрослыми своими проблемами. Кто-то считает себя слишком самостоятельным и бойким, а иные просто запуганы или слишком стеснительны для того, чтобы вмешивать взрослых

Однако есть несколько ключевых признаков, на которые следует обратить пристальное внимание:

Отказ посещать школу при отсутствии проблем с оценками. Если ребенок не поделится неприятностями, а родители не обратят внимания на этот фактор, чадо может замкнуться в себе, стать нерешительным
Из-за чего успеваемость с годами стремительно упадет, а нежелание посещать общественные мероприятия будет возрастать.

Стоит обращать внимание на внешний вид

Если сын или дочь приходят домой в синяках и ссадинах, списывая постоянно на случайные падения, стоит насторожиться
Также важно позвонить учителям или посетить их лично, узнать про посещаемость и успехи ребенка. Такие меры позволят своевременно отследить прогулы и проблему.

Беседа необходима в тех случаях, когда ученик начинает придумывать оправдания для того, чтобы не посещать неугодные им занятия

При доверительных отношениях решить ситуацию будет гораздо проще, ребенок сам расскажет все взрослым. При натянутых отношениях беседа может растянуться на несколько этапов и занять определенное время. Главное – не давить на и так напуганного ребенка, а дать ему время. А также понять, что родители – не враги, а люди, готовые помочь в сложившейся ситуации.

Многим это покажется некорректным, но регулярный осмотр вещей тоже поможет своевременно выявить проблему. Насторожиться стоит при поломанных школьных принадлежностях в ненормальном количестве, а также при наличии порванной и грязной одежды.

Для решения вопроса о том, как поступить если ребенка обижают в школе, важно выработать грамотную модель поведения и не усугубить ситуацию еще больше

Как понять, что вашего ребенка обижают в школе?

Не каждый ребенок расскажет родителям о школьных конфликтах. У одного не слишком доверительные отношения с мамой и папой, другой просто постесняется, третий не захочет «прослыть слабаком» и пр. Так или иначе, дети довольно часто умалчивают об истинном положении дел. Во избежание более серьезных проблем, следует быть внимательным к своему ребенку.

Когда стоит насторожиться?

  • Ребенок «сам не свой» — печальный, злой, подавленный; ребенок плохо спит ночью.
  • Падает успеваемость в школе.
  • Учитель постоянно оставляет замечания в дневнике об опозданиях и пр.
  • Пропадают вещи ребенка – вплоть до стирательной резинки.
  • Ребенок регулярно ищет предлог, чтобы остаться дома.

Бывает, что ребенок и сам жалуется. Конечно, первая реакция любого родителя – рвануть в школу и всем показать «где раки зимуют». Но паника здесь – последнее дело. Для начала стоит выяснить – почему обижают ребенка.

Ребенка обижают в школе. Учителя и родители не будьте безучастными

Распространено мнение о том, что дети должны сами решить конфликт между собой, но оно ошибочно! Ведь у детской жестокости нет границ! Дети в своих издевательствах могут зайти слишком далеко, для жертвы буллинга есть риск потерять здоровье и приобрести психологическую травму на всю жизнь

Только внимание взрослых к проблеме ребенка, которого обижают в школе, поддержка, вера в его силы и главное — ЗНАНИЕ его природных свойств помогут разрешить трудную ситуацию

Часто советы для родителей ребенка, которого обижают, сводятся к тому, чтобы записать ребенка в секцию, научить его давать сдачи или сделать так, чтоб ребенок не чувствовал себя ущербно в плане внешнего вида. Желательно покупать ему модную одежду, чтобы он не выделялся в коллективе «отсталым гадким утенком», а был примерно как все.

Еще рекомендуют устранить физические недостатки, которые служат поводом для насмешек. Это, конечно, имеет смысл, но следует знать, что акцент на внешность и одежду вторичен

Гораздо более важно помочь ребенку раскрыть свою индивидуальность и адаптировать реальность с помощью врожденных свойств

К травле побуждают психологические причины, которые скрыты в бессознательном обидчика и изгоя, но им ошибочно находят рациональное объяснение каким-либо внешним фактором.

Также верно и то, что ребенок может выглядеть идеально, быть симпатичным, но оказаться объектом жесточайшей травли детей. Ведь культурное ограничение не в силах уже удерживать неприязнь (зависть, злость, раздражение), которые испытывают дети в пубертате из-за недостаточной степени развития и реализации их врожденных свойств. Да еще общество, семья показывает им противоречивые вещи: учат одному, а по факту ребенок видит неприязненное отношение взрослых друг к другу, их насильственные методы выяснения отношений.

Родитель ребенка, которого обижают в школе, ни в коем случае не должен спускать все на тормозах и ожидать, что «шалости невоспитанных перерастут». Вы обязаны находить свое решение проблемы. Самое малое — узнать, почему ваш ребенок подвергается издевательствам сверстников и как помочь ему это пережить.

Родители ребенка-обидчика должны задуматься, а что толкает его совершать жестокие действия? Что вырастет из него, если не принять меры сегодня? Как скорректировать поведение ребенка?

Разборки между родителями и перевод стрелок одних родителей на других не решает проблемы. Подумайте и спросите себя, кем растут ваши дети, чем им помочь. До пубертата, то есть в школьном возрасте, идет развитие всех свойств, закладывается определенный сценарий, который ребенок будет отыгрывать во взрослой жизни. От адаптации в школьном коллективе и защиты, поддержки родителей, их усилий, вкладываемых в развитие ребенка, зависит вся его дальнейшая жизнь.

На учителях лежит огромная ответственность за воспитание детского коллектива. Ведь именно они могут облегчить детям адаптацию в коллективе, дать хороший старт развитию нравственного чувства. А могут пустить проблемную ситуацию на самотек и создать почву для закрепления наихудших черт у детей-обидчиков, в худшем случае — поспособствовать травмированию психики и здоровья ребенка, которого обижают.

Уникальную информацию о психологии детей и методах воспитания в соответствии с их природными особенностями можно узнать уже на бесплатных онлайн-лекциях тренинга Юрия Бурлана. Правильное развитие ребенка — один из важнейших факторов, помогающих избежать травли в детском коллективе, с одной стороны, и профилактика жестокого поведения детей, с другой.

Корректор: Гиляра Темирьянова

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают: спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться, если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете: встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство, которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Как бороться с буллингом?

Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.

Что делать родителям?

Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.

Что делать учителю?

Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:

  1. Назвать проблему — нужно понять, что закрытие глаз на проблему не означает ее отсутствие, поэтому стоит показать, что проблема действительно есть и что это действительно насилие.
  2. Взять ответственность за решение проблемы — группе нужен взрослый, способный взять на себя решение проблемы и довести его до конца.
  3. Показать правильность различий — люди всегда по-разному оценивают других людей, и это абсолютно нормально; нельзя травить людей за различия.
  4. Показать буллинг как болезнь группы — если использовать ассоциации, то можно наглядно показать вред травли в школе; как немытые руки становятся причиной паразитов, так и «грязное общение» становится причиной буллинга.
  5. Активизировать мораль и показать наличие выбора — одобрение морально положительных действий, заключение договоров и поощрение позитивных изменений способны разрушить негативную групповую динамику.
  6. Гармонизация иерархии — на последнем этапе стоит подумать о предотвращении травли в школе в будущем, для этого нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть полезным группе.

Что делать ребенку?

Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено

Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их

Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:

  • пожать плечами, как бы соглашаясь,
  • улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
  • задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
  • согласиться, что у вас есть недостатки,
  • дать разрешение так считать.

Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.

Если к вам применяют физическое насилие, то есть мешают есть, ходить в туалет, переодеваться, портят вещи и одежду, отбирают деньги, угрожают и причиняют тебе боль, это уже уголовное преступление. Об этом стоит немедленно сообщить учителю и родителям: они могут не только серьезно поговорить с обидчиком, но и пойти в полицию. Помните, сообщить о травле в школе взрослым необходимо, агрессоры не смогут причинить вам вреда и это не будет «ябедничеством».

Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.

Что делать родителям

Не стоит игнорировать наличие проблемы и полагать, что дети сами все решат. Одни родители просто не имеют сил и желания заниматься школьными делами своих отпрысков, другие боятся навредить. Однако тактика невмешательства здесь совершенно неуместна, ведь именно безнаказанность множит агрессию школьных тиранов. Вот, что можно предпринять:

  • Заручитесь поддержкой учителя и директора. В начальной школе достаточно попросить педагогов поговорить с задирами. Для малышей учителя – большой авторитет, поэтому ослушаться их рискуют единицы. С подростками справиться значительно сложнее. Однако угроза отчисления, исходящая от директора, может принести свои плоды.
  • Выберите вместе кружок. Дополнительные занятия способны развить в ребенке те качества, которых ему недостает, и повысить самооценку. Если школьник отличается хрупким телосложением, а в физкультуре не показывает особых результатов, то стоит подумать о спортивной секции. Для скромных и необщительных ребят больше подойдет театральный или вокальный кружок.
  • Обсудите проблему с родителями. Обычно в классе всегда есть парочка заводил, которые настраивают весь коллектив против одного. Обязательно следует донести до их родителей информацию о плохом поведении. Нередко это становится для них настоящим сюрпризом, ведь дома такие дети могут быть образцом послушания. Если же причина агрессии в неудовлетворительной семейной атмосфере, то разговор с взрослыми результата не даст.
  • Обращайтесь в правоохранительные органы. В случае, когда ваш ребенок становится объектом физического насилия, а родители обидчиков и учителя бессильны или попросту не желают вникать в суть проблемы, нужно принимать серьезные меры. Поверьте, даже обычный разговор с полицейским для детей даром не пройдет. Страх перед настоящей взрослой ответственностью придержит пыл задиры. Если вашего ребенка побили, то стоит зафиксировать этот факт в больнице и донести до участкового.

Школьные издевательства всегда имеют последствия: кому-то они помогают закалить характер, другим ломают психику на всю жизнь. Нередко именно конфликты со сверстниками становятся поводом для подросткового суицида. Помните, что даже старшеклассники  являются детьми, которые требуют родительской поддержки и защиты.

Переводить в другую школу — или не переводить?

Конечно, можно перевести чадо и в другой класс, и в другую школу, и даже в другой город переехать — но есть ли в этом смысл?

В большинстве случаев, такие меры просто не обоснованы, а проблема исчерпывается довольно быстро, и к концу обучения обидчики с жертвами становятся чуть ли не лучшими друзьями.

Поэтому тщательно проанализируйте ситуацию и взвесьте «все за и против» — возможно, перевод и не нужен, а общие усилия педагогов, вас и ребенка смогут свести проблему на нет.

Другой вопрос, если учителя с директором вникать в проблему не желают, а травля приобретает масштабы, угрожающие не только нервной системе, но и здоровью ребенка – здесь уже выбирать не придется.

И самое важное: держите руку на пульсе! Ходите на школьные собрания, разговаривайте с ребенком, знакомьтесь с его учителями и одноклассниками, будьте в курсе проблем и успехов ребенка, чтобы вовремя дать совет, предостеречь от ошибки, помочь и подстелить соломки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector