Как быстро выучить таблицу умножения: 10 способов
Содержание:
- Ваша помощь ребенку в изучении таблицы умножения
- Несколько приёмов изучения
- Учим таблицу умножения на 6, 7 и 8
- Поиск закономерностей
- С чего начать изучение таблицы умножения?
- Способы изучения таблицы
- Почему нужно использовать таблицу Пифагора
- Общие правила запоминания таблицы умножения
- Простой способ заучивания таблицы для школьников
- Упростите ребёнку задачу
- Умножаем на 6, 7 и 8 при помощи пальцев
- Способ первый — таблица Пифагора
- Принцип таблицы умножения
- Целенаправленное запоминание
- Объясните принцип работы
- Умножение на 3
Ваша помощь ребенку в изучении таблицы умножения
Для продуктивного изучения таблицы умножения, подходить к домашнему уроку следует поэтапно:
- подготовка;
- рассмотрение порядка умножения;
- запоминание с помощью игр и наглядных примеров;
- повторение пройденного материала.
Одни дети легко запоминают новый материал с помощью механической памяти. В возрасте 7-9 лет у большинства младших школьников она развита довольно хорошо. Другая категория детей воспринимают поступающую к ним информацию через зрительные каналы. Таблицу им будет легче запомнить с использованием дополнительных наглядных средств.
Обучая ребенка, делайте упор на его сильные стороны.
Продемонстрировать и объяснить ребенку наглядно принцип умножения помогут:
- разрезные карточки;
- плакаты;
- иллюстрации;
- счетные палочки, фигурки;
- карандаши и фломастеры;
- песни и стихотворения;
- обучающие мультики;
- аудиодиски;
- детские пальчики.
Несколько приёмов изучения
Учить с ребёнком таблицу умножения можно с разными приёмами. Опираемся на тот факт, что в таком возрасте у большинства детей хорошо развита механическая память. Некоторые требует визуального восприятия такого, как зарисовки, видеосюжеты, эмоциональная стихотворная подача или игровые моменты. Предоставим суть нескольких их них.
Таблица Пифагора
Один из ответов на вопрос, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения, является таблица Пифагора. Есть столбики и строчки с числами от 0 до 9. Если пальчиком соединить строчку и столбик, в которых записаны множители, то получим число – результат умножения.
Несмотря на то, что на первый взгляд таблица кажется громоздкой, пугаться не стоит. Необходимо сразу пояснить своему ребёнку, что примеры на умножение в столбик очень легко запоминать. Основные простые правила:
- По диагонали записаны самые простые и лёгкие произведения одинаковых чисел.
- Последняя строчка и крайний столбец, содержит умножение на 10, при котором к множителю просто дописывают нолик.
- Первый столбец и первая строчка показывает результат умножения на единицу, результатом которого является то же самое число.
- Ребенку надо пояснить основной принцип пользования таблицей Пифагора, который заключается в нахождении числа. Результат располагается на пересечении столбца и строчки с необходимыми множителями.
Отметим ряд преимуществ изучения таблицы умножения в столбик по методу Пифагора:
- дети с удовольствием образуют квадратики из горизонтальных и вертикальных линий, отыскивая правильный ответ;
- при выполнении данных действий развивается логика математического мышления;
- созерцание перед собой таблицы, а не просто записанных примеров, которые ему ни о чём не говорят, помогает более существенно понять изучаемый материал;
- отсутствие посторонних знаков позволяет более результативно зрительно запомнить числа, записанные в таблице;
- пользуясь методом на постоянной основе, допустим, находя ответы на вопросы, которые ему задают взрослые, ребёнок быстрее запоминает место расположения числа и само число, при этом он не воспроизводит в дальнейшем результаты, которых нет в таблице.
Важно! Чтобы процесс изучения умножения был результативным, необходимо поместить таблицу Пифагора на видном месте, и регулярно работать с малышом на нахождения правильных ответов.
Изучение по карточкам
Лёгкий способ запомнить таблицу умножения – использование специальных карточек. Данный процесс должен быть спланирован, и изучение проводится постепенно. Начать следует с изготовления двусторонних карточек. На одной стороне карточки записан пример на умножение, а с другой – ответ на данный пример.
Для начала с малышом изучают, к примеру, таблицу умножения на два. После первичного изучения, закрепляют материал с помощью карточек. Ребёнок берёт в руки карточки, которые разложены на столе примерами вниз, по одной, читает пример и называет результат решения.
Затем карточка переворачивается и проверяется правильность ответа. Если результат верный, то карточка откладывается в сторону. В том случае, если допущена ошибка, то карточка возвращается в общую кучку.
Преимуществом предложенного способа – это игровая форма изучения. Играя, всегда легче и проще запоминать. Кроме этого, у детишек развивается зрительная память, слуховая память и речь, так как необходимо прочитать вслух пример. Запоминается математическая терминология.
Процесс изучения лучше построить таким образом:
- Сначала изучаем таблицу на два, а затем закрепляем её посредством карточки.
- Далее изучается таблица на три. Затем карточки с данными примерами добавляются к кучке с ранее изученными. Закреплять необходимо уже примеры и на два, и на три.
- С увеличением запаса знаний, увеличивается количество карточек.
Учим таблицу умножения на 6, 7 и 8
К этому моменту ребёнок уже должен чётко усвоить правило, что от перемены мест множителей произведение не изменяется. В результате получается, что большая часть таблицы умножения уже выучена. Осталось запомнить только три примера: • 6*7=42; • 6*8=48; • 7*8=56. Если же у малыша всё-таки возникают трудности с запоминанием этих трёх столбцов, то можно вновь использовать методику подсчёта на пальцах. Правда, она несколько сложнее, чем в случае с девяткой.
Ладошки снова надо поставить перед собой тыльной стороной наружу, развернуть пальчиками друг к другу. На этот раз нумеровать пальцы надо снизу вверх цифрами от 6 до 10. Разумеется, номера одинаковых пальцев должны быть одинаковыми на обеих руках. Дальше методику проще объяснить на примере.
Допустим надо умножить 8 на 6. В этом случае следует соединить кончик пальца №8 левой руки с кончиком пальца №6 правой и приступить к подсчётам. Над соединёнными пальцами на левой руке осталось 2 пальчика, а на правой – 4. Перемножаем 2*4 и получаем 8. Это количество единиц. Теперь надо посчитать пальцы под соединением, включая их. Получается 4. Это десятки. Результат 48.
Если в результате умножения «верхних» пальцев получилось двузначное число, то его просто нужно прибавить к десяткам. Таких случаев немного, например: 6*7. Сверху остаются 3 и 4 пальца (3*4=12 единиц), а снизу 3 пальца (3 десятка или 30 единиц). Итог: 30+12=42.
Поиск закономерностей
Этот метод частично основан на том же графическом квадрате. Родителю желательно наглядно показать закономерности в таблице умножения. Они еще больше упростят понимание предмета, облегчат обучение и помогут ребенку развить логическое мышление. Начинать желательно с малых значений:
- При умножении на единицу любое число остается неизменным.
- Умножить на 2 — это просто прибавить к множителю его самого. Вычислительная операция заменяется обычным сложением.
- При умножении на 5 четного числа просто возьмите его половину и допишите 0. Пример: 8×5=40. Здесь 4 — это половина от 8, да еще плюс 0. Получается 40.
- При использовании в примере цифры 5 ответ всегда будет оканчиваться на 0 или 5.
- Чем крупнее числа в таблице, тем труднее дается запоминание ответа. Цифра 9 в качестве множителя или множимого позволяет проверить решение с помощью простого сложения. Сумма цифр в ответе всегда уйдет равна 9. Например, 7×9=63. Проверка: 6+3=9. Ответ корректен.
- Примеры с девяткой в таблице имеют еще одну закономерность. Результат всегда начинается на цифру, которая на единицу меньше второго множителя. В случае с 6 это будет 5 (54), с 8 — 7 (72). Вторую цифру в ответе легко найти, зная пункт 5 данного списка.
- Умножить на 10 — значит, пририсовать справа к множителю 0. Это ребенок запомнит за 5 минут.
С чего начать изучение таблицы умножения?
Первый этап подготовки выполните сами – распечатайте таблицу Пифагора и таблицу с примерами
И вот тут важно обратить внимание, что это не одно то же. Во втором случае это просто примеры с готовыми ответами, представленные в столбиках для каждой цифры. Первый вариант и является настоящей таблицей умножения (Пифагора), которая представлена сеткой 10х10
Это отличный способ, как легко запомнить таблицу умножения
Первый вариант и является настоящей таблицей умножения (Пифагора), которая представлена сеткой 10х10. Это отличный способ, как легко запомнить таблицу умножения.
Прежде чем выучить наизусть всю таблицу умножения ребенку, покажите ему, что цифры, которые перемножаются, находятся слева и сверху, а если пальчиками от них провести навстречу друг другу, то на пересечении будет результат их перемножения.
Задаваясь вопросом, как быстро выучить таблицу умножения ребенку, и с чего начать этот процесс, то знакомить его с самими действиями нужно, начиная с тех манипуляций с умножением, которые ему понять и выполнить самостоятельно будет проще всего:
- На «1». Любое действие в этом случае дает результат, при котором число остается прежним. Так школьнику будет проще понимать, что это за процесс. Предложите ему попрактиковаться с умножением на один несколько раз с разными числами;
- На «10». Объясните ребенку, что, несмотря на то что это большое число, умножать на него очень просто. Нужно лишь к умножаемому приписывать ноль. Начните с небольших значений – например, 3х10, а потом предложите ему самостоятельно попробовать выполнить действия с большими числами.
На пути к тому, как научить быстро выучить таблицу умножения ребенка, это важные шаги. Теперь он знает, как работать с крайними значениями сетки Пифагора. Помимо практического значения, для него это играет и психологическую роль:
- у школьника сложится понятие того, как нужно работать с ней;
- он поймет, что начало положено, и ему знакомиться с сеткой не сложно, даже интересно, поэтому полностью ее освоить он сможет.
Если ученик еще не устал, можно приступать к следующему этапу того, как можно быстро выучить таблицу умножения:
предложите школьнику умножать на «2». Уже с первых классов обучения математике дети знают, как выполнять сложение до 10, в том числе одинаковых чисел. Поэтому занятие будет для обучаемого простым и даже интересным;
перемена мест множителей
Это важное правило, часто непонятное детям, заключающееся в том, что при перестановке множителей их произведение остается прежним. Обязательно покажите это на самой сетке в соответствующих графах
Благодаря этому ребенку проще будет запомнить это правило, называемое коммутативным или переместительным. К тому же, так он быстрее запомнит определенные действия умножения и их произведения.
Это первые шаги, применяя которые вы положите начало запоминанию и к тому, чтобы быстро и просто потом выучить действия и результаты, указанные в сетке.
как выучить таблицу умножения
Подготовка к изучению таблицы умножения
Этот этап является в том числе организационным, но он входит в алгоритм того, как легко выучить таблицу умножения и сделать это быстро. Подготовка включает в себя такие шаги:
- подберите время, когда вы ежедневно будете заниматься с ребенком. Учитывайте, что на изучение нужно уделять не менее 30 минут (это длительность одного занятия). Поэтому в это время ученик не должен быть уставшим, но должен быть готов к эффективному обучению;
- приготовьтесь к тому, что процесс этот должен включать игровой момент, потому что игра – легкий способ выучить таблицу умножения;
- саму сетку или столбики с примерами вы можете распечатать, а можете расчертить самостоятельно;
- продумайте, как и когда, в какое время вы будете проверять выученный материал.
Способы изучения таблицы
Когда ребёнок впервые видит таблицу, задача по её изучению кажется непосильной, от чего портится настроение и возникает негативная реакция. Если же начать занятия с самых простых столбиков (1, 2, 5 и 10), то ребёнок убедится, что нет ничего сложного.
Таблицу умножения на 2 ученик освоит без проблем, потому как в первом классе он решал много подобных примеров. Не возникнет проблем и с таблицей умножения на 5 – это любимый столбик многих школьников. Над остальными столбиками придётся немного поработать.
Можно объяснять каждое действие на примере, взять 12 карандашей и разложить их по 3 штуки на 4 кучки, в результате ребёнок поймёт, что 3 × 4 = 12. Каждое действие легко объяснить на наглядных примерах. Этот способ изучения довольно эффективный, но есть и другие варианты.
Самый быстрый способ выучить и понять таблицу умножения – это таблица Пифагора, главное научить ребёнка ею пользоваться. Занятия также начинают с самых простых чисел 2, 3 и дальше по порядку. Необходимо объяснить ребёнку, что число, которое находится на пересечении строки и столбика, и есть результат умножения двух чисел.
Совет: Чтобы обучение проходило быстрее, можно распечатать несколько таблиц и повесить их там, где играет ребёнок. Это поможет ученику регулярно повторять пройденное и запоминать новые примеры.
Если ребёнок внимательно рассмотрит таблицу, то очень быстро увидит повторяющиеся закономерности, что во многом облегчает её изучение. На таблице эти закономерности выделены одним цветом и ребёнок видит, что 2 × 4 = 8, также как 4 × 2 = 8. Запомнив эти закономерности всю таблицу учить не придётся, достаточно выучить половину. Такая новость, безусловно, порадует юного ученика, и сделает процесс обучения более эффективным.
Почему нужно использовать таблицу Пифагора
Учителя — математики с многолетним стажем жалуются, что в данное время напечатанные на обложках таблицы не являются правильными. А вернее, это не таблица умножения как таковая.
На ней ребенок видит обыкновенные примеры. И в голове у него уже возникает естественный вопрос: что это за наука математика, если в ней примеры называют таблицей. Конечно, никакой легкости, да и желания выучить материал такая таблица абсолютно не вызывает у ученика.
Если ребенок плохо запоминает этот основополагающий материал, то дальше все трудней и трудней становится. Следующие темы бегут одна за другой, а уровень обучаемости все падает и падает. К тому же постоянные плохие оценки и нарекания учителей и родителей отбивают у детей всякое желание учиться. Тем более что, наверстать упущенное совсем непросто. Программы сейчас довольно сложные как для детей, так и для взрослых.
Так какой же выход? Как совместными усилиями легко и просто выучить детей умножать числа? Да и хочется, чтобы ребенок полюбил математику — ведь это очень интересный предмет.
В чем преимущество?
Начнем с того, что представим настоящую таблицу, которая называется таблица Пифагора. А выглядит она так:
- Это действительно таблица. А еще по ней интересно заниматься и все понятно.
- Здесь нет лишней информации.
- Можно подумать и попробовать по ней позаниматься. Хотя бы потому, что это не примеры.
- Просто положите табличку в дневник или книгу по математике, и ребенок постоянно будет видеть перед собой эти цифры.
- Со временем он выучит их и, главное, не назовет неправильный ответ: например, 4х4 = 16 и ребенок не скажет 17, потому что такого числа в таблице вообще нет.
- Запоминать нужно здесь намного меньше, да и закономерности малыш быстро научится находить. Это не только его заинтересует, но и вдохновит и дальше изучать материал. А педагогу и родителям стоит поддерживать, поощрять и хвалить маленького исследователя. Ведь даже не научившись умножать, ребенок уже начал понимать связь между числами.
- Наш мозг так устроен, что везде старается найти симметрию. Поэтому в этой таблице, в которой становится понятно, что от перестановки чисел множитель не меняется, ребенок и видит эту удивительную равномерность. Это может стать первым шагом к более углубленному изучению математики.
- Упрощается задача запоминания еще и тем, что достаточно выучить только половину таблицы: 4х6 мы запоминаем, а 6х4 будет аналогично.
9. Можно показать чаду и такой фокус: если указать пальцем в любое число, а потом провести ровные линии в разные стороны, то получится определенное количество квадратиков. Числа по бокам и есть нужные.
Многие такую таблицу делают в увеличенном варианте и вешают над столом, где обычно делает ребенок уроки. Таким образом, она всегда на виду и помогает не только во втором классе, но и в старших. Здесь заложены и основы геометрии (квадрат, сумма сторон), а еще можно легко и просто не только умножать, но и делить. Расскажите сыну или дочери, что умножение — это не каждодневная нудная зубрежка, а способ быстро произвести нужные вычисления.
Возможно, вам будет интересно Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил
Общие правила запоминания таблицы умножения
Для взрослого таблица не кажется чем-то сложным. Но у школьников, которые впервые столкнулись с ней, часто возникают проблемы с ее изучением. Родители могут помочь малышу освоить материал, соблюдая простые рекомендации.
Объясните принципы работы таблицы
Если школьник научится видеть закономерность в таблице, он сможет понять принцип ее работы. В этом случае она откладывается в памяти, и малыш сможет использовать ее в дальнейшей учебной деятельности. Как ученику донести принципы таблицы? Для этого следует:
Объяснить ее важность. Школьник должен понять, что изучение материала поможет ему упростить дальнейшее обучение, ведь это самый быстрый способ провести вычисления.
Объяснить главный принцип
Школьник, приступая к изучению таблицы, уже знаком с простейшими математическими действиями – сложением и умножением. Ему стоит объяснить, что 2*2 это тоже самое, что и 2+2. Но складывать – это долго. Поэтому быстрее и проще умножить.
Разобраться с устройством таблицы Пифагора. Здесь нужно показать, что числа из левого столбика умножаются на верхние цифры, при этом ответ будет на их пересечении.
Учите понемногу
Нужно понимать, что малышу сложно сразу освоить материал. Следует начинать с нескольких колонок (например, умножение первых 3 цифр). После можно постепенно усваивать более сложную информацию. То есть школьник может сначала выучить умножение цифр от 1 до 3, далее от 4 до 7, а потом уже – на 8 и 9.
Помогите найти закономерности за 5 минут
Таблица имеет свои закономерности. Если разобраться в них, то учить ее становится очень легко. Расскажите ребенку основные закономерности:
- Если умножать любое число на 1, то получится это же число.
- При умножении на 5, результат будет заканчиваться на цифру 5 (на нечетные цифры) или на 0 (на четные).
- При умножении на десять к исходному числу следует просто прибавить 0.
- При умножении на 4, следует 2 раза удваивать исходное число. Например, 3*4: 3+3=6, а потом 6+6= 12 (итого 3*4 равно 12).
- Умножение на 9 также имеет закономерности. Результат получается по принципу: первая цифра – это число, на которое умножают, минус 1, а вторая – это 9 минус полученное число (4*9: 4-1=3 и 9-3=6 итого 3 и 6 – 36; 7*9: 7-1=6 и 9-6=3 итого 6 и 3 – 63).
Повторение
Очень важно повторять пройденный материал. Чем больше повторений, тем лучше он откладывается в памяти
Сначала можно спрашивать по порядку. Если ответы школьника уверены, можно начинать повторение вразброс.
Простой способ заучивания таблицы для школьников
Как показывает практика, школьники не любят учить таблицу умножения, считая это занятие довольно скучным и бесполезным.
Детки очень расстраиваются, когда родители заставляют их разбираться с непонятным для них набором цифр. Но если подготовится к данному заданию заранее, можно освоить таблицу за 5 минут.
Полезные рекомендации специалистов
По словам математиков, к изучению таблицы необходимо приступать тогда, когда ребенок расположен к учебному процессу, не уставший и не голоден. Кроме того, не нужно превращать занятия в «зубрежку».
- Детки, которые лучше воспринимают информацию на слух, любят знакомиться с новым материалом в стихах и при разговоре. Поэтому им таблицу умножения лучше предоставлять в песнях или обучающих видео.
- Ученикам, которые быстрее запоминают материал благодаря зрительной памяти, лучше подготовить таблицу на цветном листе с крупным шрифтом.
- Также, можно придумать специальную игру-раскраску. Кроме того, детям с визуальным восприятием очень нравятся развивающие мультфильмы, где любимые герои являются учителями.
- Есть еще категория детей, которая любит учить новый материал благодаря ощущениям и чувствам, поэтому нужно отметить этот фактор и воспользоваться карточками.
Ошибкой многих родителей является то, что они заставляют детей учить таблицу, которая представлена в примерах на последней странице тетрадки. Лучше всего заниматься с таблицей, именуемой «таблицей Пифагора». Дело в том, что в ней отсутствует мусор и информационный шум.
Желательно распечатать таблицу Пифагора на лист и заламинировать, чтобы она постоянно сопровождала ученика в школе и во время выполнения домашних заданий. Это поможет ему усвоить то, что математика – не сухая наука, что в ней нужно размышлять.
Находим подход к ребенку грамотно
Каждый родитель должен объяснить малышу принцип умножения. Все взрослые знают, для того чтобы 2 умножить на 3, то первую цифру 2 необходимо сложить 3 раза, записать 2+2+2=6.
Табличку на 2,5 и 10 выучить очень просто, буквально за 5 минут. Для этого следует объяснить принцип умножения, и дальше следовать простой математике. Как правило, дети, которые закончили первый класс, быстро считают до ста и им не стоит туда переводить единицы в десятки.
Поэтому, чтобы умножить определенное число на 10, нужно добавить к цифре 0 и озвучить полученный ответ.
Полезные советы для родителей
Важно подумать заранее, как лучше похвалить ребенка за его первые успехи в изучении. Пусть это будут приятные мелочи, которые будут радовать его и прибавлять вдохновения.
Если школьник грустный и у него нет настроения, необходимо подобрать такую методику, которая не будет отбивать желания заниматься
Важно грамотно мотивировать второклассника и объяснять, что таблица очень важна для комплексного развития.
При первом взгляде на таблицу, на огромный набор цифр, ребенок может запаниковать. Поэтому нужно подобрать правильные слова, сказать, что заниматься с ним будете постепенно, с регулярными перерывами на отдых.
Не нужно сравнивать школьника со сверстниками, так как каждый имеет свой темп изучения и запоминания.
Если первое занятие не принесло результата, не стоит отчаиваться. Важно говорить, что ошибаются все, и без них невозможно достигнуть больших высот. Все получится, нужно только время.
По словам специалистов, для изучения каждого числа понадобиться один день, а если детки запоминают медленно, то нужно больше времени. Не стоит торопиться, когда ребенок запомнит механизм расчета, дело пойдет быстрее.
Как видно, все не так сложно, как кажется на первый взгляд, главное, помнить, что процесс запоминания должен приносить ребенку радость, а не тягость.
Упростите ребёнку задачу
У многих детей проявляется предрасположенность к литературе, но полное отторжение математики. В таком случае ему будет проще запомнить таблицу умножения в стихотворной форме. При счёте у него будут возникать ассоциации с этим стихом, и он сможет правильно производить вычисления.
Начинать учить таблицу лучше с конца, т.е. не с 2х2=, а с 9х2=, потом переходить на таблицу 8х2=…, потом на 7х2=…, потом 6х2=… и т.д. Во-первых, когда ребенок «спустится» до столбика умножения на 5, то ему уже, практически учить ничего и не придется, во-вторых, если начинать с таблицы умножения традиционно снизу вверх по мере усложнения, то очень часто детки так и не выучивают качественно умножение на 6, на 7, на 8, на 9.
Учить таблицу нужно не только как стишок (причем снизу вверх и сверху вниз в каждом столбике), т.е. подряд, но и обязательно вразброс: х9, х2, х6, х8…
Изучая каждый столбик таблички, обязательно спрашивать ребёнка, переставляя местами множители, т.е. 9х6=54, а сколько будет 6х9 =? Во-первых, таким образом, ребенок автоматически учит уже примеры из последующих столбиков, а во-вторых, ребёнок на практике осознает математическое правило, что от перестановки умножаемых цифр, результат не изменится.
Не переходите к следующему столбику, пока предыдущий не будет у ребёнка «отскакивать от зубов» (и как стишок туда-обратно, и в разброс, и с перестановкой местами умножаемых цифр).
А еще существуют приемы умножения, основанные на логике. Поговорим о них подробнее.
Умножаем на 6, 7 и 8 при помощи пальцев
Считать на пальцах результаты таблицы умножения на 6, 7 и 8 несколько сложнее, чем производить расчёты, в которых цифры умножаются на 9. Кроме того, посчитать примеры с умножением от 1 до 5 на пальцах не получится. Однако ничего страшного в этом нет. Ведь на этом этапе ребёнок уже более или менее знает таблицу умножения на 1, 2, 3, 4 и 5. Также он понимает главный закон умножения – коммуникативный или переместительный, который гласит, что от перемены мест множителей произведение не изменяется, например: 9*5=45 и 5*9=45. Получается что половину столбиков с умножением на 6, 7 и 8 ребёнком уже выучена. Ну а результаты остальных примеров как раз можно посчитать и на пальцах.
Итак, всё что нужно для такого расчёта, так это две ладошки. Их надо поставить перед собой пальцами друг к другу и пронумеровать пальцы снизу вверх цифрами от 6 до 10, т.е. мизинцы будут обозначены цифрой 6, безымянные пальчики – 7, средние – 8, указательные – 9 и большие 10.
Теперь можно приступать непосредственно к расчётам примеров из таблицы умножения на 6, 7 и 8. Чтобы это сделать надо соединить кончики пальцев с соответствующими цифрами и подсчитать количество пальчиков над соединёнными отдельно на правой и левой руке. Полученные цифры надо перемножить. Получится количество единиц в ответе на соответствующее выражение. Теперь надо посчитать соединённые пальчики и те, которые остались под ними. Это будут десятки. Объединив полученные цифры, получаем итоговый результат умножения.
Сложно и запутано? Это только на первый взгляд. На самом деле всё очень просто. Особенно если рассмотреть все эти действия на конкретном примере.
Итак, чтобы ответить на вопрос «Сколько будет 6*7?», нужно соединить кончик мизинца левой руки с безымянным пальчиком правой. Теперь следует подсчитать. Над соединёнными пальцами на левой руке осталось 4 пальчика, а на правой – 3. Значит количество единиц в произведении равно 4*3=12. Теперь следует узнать количество десятков. Это два соединённых пальца и один под ними, т.е. 3 десятка. Осталось всё суммировать: 30+12=42. Это действительно несложно.
Со всеми остальными примерами из таблицы умножения на 6, 7 и 8 будет ещё проще, поскольку в них не придётся перескакивать через десяток, т.е. количество единиц и десятков будет соответствовать тем цифрам, которые присутствуют в нужном ответе.
Способ первый — таблица Пифагора
Легче всего запомнить таблицу в виде таблицы Пифагора, а не в виде столбиков примеров. Она предлагает запомнить всего 36 комбинаций, поскольку остальные — либо очень простые (умножение на десять), либо обратные, которые ребенок и так запоминает, выучив комбинации. Но перед этим нужно, чтобы ребенок понял принцип (симметрию в таблице умножения) и знать что такое умножение вообще. Объясните, что умножение — это короткий и быстрый путь провести вычисления.
Так он поймет, что те цифры, которые находятся на пересечении линий (столбиков), — это и есть результат умножения. А еще можно раскрасить закономерности (повторяющиеся цифры — 6, 8, 10, 12, и т.д.), разными цветами.
Таблица Пифагора. С плаката «Сделай уроки сам» 1-2 класс
СОВЕТ: таблицу Пифагора распечатайте и повесьте на видном месте. Каждый раз, глядя на нее, ребенок будет запоминать и повторять какие-то примеры. Этот момент очень важен!
Так ребенок с помощью таблицы Пифагора сможет понять, что если множители меняются местами, результат остается прежним. Это поможет ему не просто зазубрить, как это обычно делается, а перемножать числа осознанно.
Как и в случае с традиционным подходом, идти нужно от меньшего к большему — то есть начинать с 2 и продвигаться к 9.
Способ второй — ищите закономерности
1. Самыми легкими для запоминания частями таблицы будет УМНОЖЕНИЕ НА 1. С единицей все просто: ребенок просто запоминает, что в результате получается то же число, что было взято для перемножения.
2. Не возникает сложностей и с УМНОЖЕНИЕМ НА 10, поскольку в таком случае к умножаемому числу просто приписывается нолик.
3. Далее проще всего ребенку дается УМНОЖЕНИЕ НА 2, ведь складывать он уже умеет, а тут получается, что для того, чтобы узнать результат, нужно просто сложить два одинаковых числа.
4. Не будет для него сложным и УМНОЖЕНИЕ НА 4, ведь это как умножить на два (что он уже умеет) два раза.
5. А вот с ТРОЙКОЙ обычно достаточно много проблем, так что в этом случае нужно задействовать ассоциативную память и наглядные примеры с предметами, которые можно посчитать (такими как карандаши). Главное ребенку объяснить, что каждый следующий ответ ровно на три единицы больше предыдущего. А прибавить школьнику младших классов к 12 три не составит труда.
6. После изучаем УМНОЖЕНИЕ НА 5. Детям довольно легко запомнить, что при умножении на него четного числа результат оканчивается на ноль, а нечетного — на пять.
7. Изучаемый после этого столбик на ДЕВЯТЬ запоминается с помощью пальцев. Способ наглядный и довольно оригинальный: нужно положить ладони на стол и мысленно пронумеровать пальцы слева направо.
Пальчик, который «означает» число, умножаемое на 9, загибается, остается только определить результат, который будет состоять из десятков — пальцев слева, и единиц — пальцев справа.
Подробнее в видео смотри видео.
8. После того как ребенок освоил умножение на 1, 2, 4, 3, 5, 9, 10 остаются только три цифры — 6, 7 и 8. При этом многие ответы ребенку уже известны благодаря принципу обратного умножения. Вот и остается ему выучить всего несколько комбинаций.
Принцип таблицы умножения
К моменту, когда школьнику приходится с ней ознакомиться, у него уже есть некий опыт в выполнении основных математических действий, в том числе умножения. Одна из основных задач – как объяснить ребенку таблицу умножения и ее суть. А заключается она в том, что простые числа перемножаются, и в основе этого лежит их складывание.
Перед тем как учить таблицу умножения, следует на простых примерах пояснить ученику ее принцип. Например:
- 2х2=4. Это значит, что «2» прибавили к «2» и получили такой результат;
- 2х3=6. Чтобы получить это значение, разложите действия, которые заключаются в том, что «2» три раза прибавили друг к другу, т. е. 2+2+2=6, и т. д.
И только когда школьник поймет этот принцип на простых примерах, переходите к более сложным и, собственно, к тому, как быстро выучить наизусть таблицу умножения. Конечно, в этом нелегком на первый взгляд деле, ему потребуется помощь – не только учителя, но и родителей.
Целенаправленное запоминание
Многие педагоги считают, что лучше зубрить таблицу умножения от сложного к более простому, то есть с конца. Такая методика достаточно сложна для восприятия детьми. Если учить таблицу с начала, то маленький ученик, если и забыл ответ, может быстро сосчитать на пальчиках. С таблицей «на 9» такое не пройдет.
Квадраты чисел. Квадратом числа называется результат умножения его на самого себя. В таблице всего 10 квадратов. Их нужно выучить наизусть. Самыми сложными для восприятия считается таблица умножения на 6, 7, 8,9. Если ребенок выучил таблицу до 5 и квадраты этих чисел, то ему для зубрежки остается только запомнить ответы на перемножение оставшихся четырех цифр (6, 7, 8, 9).
Если в ранее предлагаемой табличке цветным маркером закрасить все выученное, то останется всего 6 произведений, которые нужно просто заучить наизусть.
6×7=42
6×8=48
6×9=54
7×8=56
7×9=63
8×9=72
Объясните принцип работы
Если ребенок не будет понимать, как устроена таблица Пифагора, как ею пользоваться, для чего она нужна, выучить ее, по крайней мере быстро, он не сможет. Даже если у него это получится, зазубривание малоэффективно. Ученик должен понимать алгоритм действий, как и для чего их применять, ведь это не те знания, которые можно вскоре забыть – они будут нужны ему всю жизнь.
Важно научить школьника пользоваться именно сеткой Пифагора, потому что на ней наглядно видно, как получается произведение множителей. В ней имеются закономерности, симметрия, и благодаря этому она хорошо запоминается
Умножение на 3
Если с изучением этого столбика возникнут сложности, можно обратиться за помощью к стихам. Стихи можно взять готовые, а можно придумать самому. У детей хорошо развита ассоциативная память. Если ребенку показать наглядный пример умножения на каких либо предметах из его окружения, то он легче запомнит ответ, который у него будет ассоциироваться с каким-либо предметом.
Например, разложите карандаши в 3 кучки по 4 (или 5, 6, 7, 8, 9 — смотря какой пример ребенок забывает) штук. Придумайте задачку: у тебя есть 4 карандаша, у папы есть 4 карандаша и у мамы есть 4 карандаша. Сколько всего карандашей? Посчитайте карандаши и сделайте вывод, что 3*4 = 12. Иногда такая визуализация очень помогает запомнить «сложный» пример.