Как поднять самооценку ребенку и помочь развить уверенность в себе

Содержание:

Как повысить самооценку ребенка?

Железное правило педагогики, относящееся к детям всех возрастов: не высказывайте ребенку, что он плохой и вы его не любите из-за какого-то проступка!

Фразы-табу: те самые «Будешь так себя вести – не буду тебя любить!», «Ты же хуже всех в классе!» (вариант «А Вова уже умеет/смог/ведет себя хорошо, а ты опять…»), «У тебя не получится, дай сюда, я сделаю!», «Ты плохой!».

Не цепляйте на ребенка ярлыки: «Ты копуша!», «Ты лентяй!», «Ты ничего не можешь запомнить!» и .д. У ребенка ведь это так и отложится – да, я копуша, лентяй, ничего не запоминаю…

Напротив, чтобы повысить самооценку ребенка, — все, что он пытается сделать, нужно поощрять и подсказывать, как это сделать, если не выходит. Обязательно хвалить за удачные попытки! Проступки и неправильные действия нужно урегулировать так: объяснять, чем неправильно (обидно для кого-то, опасно, бесполезно, неэффективно и т.п.) данное поведение.

Если видите, что ребенок действует не по незнанию, а «из вредности» (а все дети иногда так делают!) – не предпринимайте ничего (если, конечно, это не несет прямой опасности): пусть ребенок прочувствует полученный отрицательный результат, о котором предупреждали!

Банальный, но всегда актуальный совет о том, как повысить самооценку ребенка, который сайт sympaty.net хочет лишний раз напомнить: любите ребенка, показывайте ему свою любовь, верьте в его возможности, показывайте важность для вас его желаний и потребностей! Чем больше родители верят в него, тем больше ребенок верит сам в себя!

А теперь вернемся к вышеописанной ситуации, когда самооценку ребенка снижает детский коллектив.

Как повысить самооценку ребенка? Попробуйте понять, из-за чего он становится «белой вороной». И… помогите достичь того, отсутствие чего делает его объектом насмешек. Вместо того, чтобы сказать: «Ерунда этот их футбол, зато ты на скрипке учишься играть!» — пусть папа возьмет на себя показать будущему скрипачу парочку «финтов» с мячом! Поверь, музыкальные таланты никуда не сбегут, а повысить самооценку ребенка и избавить его от проблем в коллективе стоит!

Не смотрел мультик, хоть и дурацкий – ну пусть посмотрит пару серий, чтоб хоть не попадать впросак, когда ему будут показывать наклейки с персонажами!

А еще, чтобы повысить самооценку, ребенку можно предложить иное поприще для реализации, где он действительно способен на успехи. Например, если та же музыкалка для него радость и приятная среда для общения с единомышленниками, а не «принудиловка» — он сам наплюет на дворовую беготню с мячом и самооценки ему это не испортит!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Разница заниженной самооценки девочки и мальчика

На самооценку девочек и мальчиков может негативно влиять гендерная привязка одобряемых обществом качеств. Так, в девушках, к примеру, приветствуются ухоженная внешность, аккуратность, покладистость, целомудрие и стыд. Проявление традиционно мужских черт характера и интересов, если и не запрещается, то все равно не поощряются. Аналогично для юношей: им предписывается быть активными, смелыми, агрессивными. Редкому юноше удается сохранить здоровую самооценку, если он не вписываешься в традиционные представления о маскулинности.

В рамках гендерных стереотипов

Гендерные стереотипы пагубно влияют на самооценку, когда лишают юношей и девушек права развивать все свои таланты и сильные стороны характера, ограничивают свободу выбора жизненного и профессионально пути

Поэтому важно объяснять ребенку, что его ценность не зависит от того, насколько он вписывается в ожидания общества. Необходимо убрать из собственного лексикона выражения: «Делай так-то! Ты же мальчик/девочка!»

Классификация

Существует три типа самооценки. Заниженная, как и завышенная негативно сказываются на развитии и будущем ребенка.

  1. Завышенная самооценка. Ребенок уверен, что он всегда прав, не считается с мнением других людей, пытается контролировать окружающих, указывая на их недочеты. Такой малыш не видит свои недостатки, он считает себя самым лучшим, заявляет об этом вслух.
  2. Заниженная. Человек ведет себя неуверенно, боится делать первый шаг, принимать решение, брать на себя ответственность. Такой малыш убежден, что хуже других, он переоценивает достижения других ребят, не замечает свои успехи. Ребенок застенчив и обидчив.
  3. Адекватная самооценка. Присутствует вера в свои силы, правильное оценивание своих возможностей. Если у такого ребенка что-то не получается, он не расстраивается, терпя неудачу. Промахи его закаляют, позволяют двигаться дальше, приложив еще чуть-чуть усилий. Малыш не боится обращаться к ровесникам или взрослым за помощью, сам помогает окружающим.

Наличие адекватной самооценки способствует нормальному общению со сверстниками, осваиванию новых навыков, высокой успеваемости в школе, умению себя защищать, отстаивать свои права, выбирать любимое дело.

Формирование самооценки в детстве

Чтобы впоследствии жизнь в социуме у маленького человека сложилась удачно, родители должны с раннего детства способствовать формированию самооценки у малыша. Взрослым может казаться, что они безгранично любят сына или дочку, балуют их, проводят вместе много времени, а на практике своей постоянной, часто необоснованной, критикой делают сына или дочь неуверенными в своих силах. Внешне в семье все может казаться идеальным: совместные путешествия, праздники, прогулки по парку на выходных. Но это будет лишь красивой картинкой, если родители постоянно говорят ребенку о том, что он ничего не может, у него ничего не получится.

Признаки низкой самооценки ребенка

Маленькие дети и дошкольники рассматривают себя, как элемент семьи, и авторитет родителей для них важнее, чем вся информация, приходящая извне.

К 12 годам они накапливают опыт общения, учатся критически мыслить и сомневаться. Теперь сверстники и учителя влияют на них больше, чем близкие люди, количество требований резко возрастает.

Признаки того, что ребенок не справляется с ожиданиями родителей или окружающих:

  • Малыш держится в стороне от других детей, скрещивает ноги, группируется, не смотрит в глаза взрослым.
  • Не переносит критику, не умеет проигрывать, часто плачет вместо того, чтобы отстаивать свою правоту.
  • Отказывается быть первым в играх и соревнованиях, не выступает инициатором чего-либо.
  • В больших группах не высказывает свое мнение, пока к нему не обратятся напрямую – уверен в собственной бесполезности, боится быть осмеянным.
  • Дошкольник или подросток без причины агрессивен. Так он пытается защитить себя от нападения.
  • Отсутствует интерес к собственному внешнему виду – ребенок может быть неопрятным, ходить в одной одежде несколько дней, забывать про чистоту волос и ногтей.
  • Ребенок говорит тихо, непонятно. Строит короткие предложения, может оборвать речь из-за недостаточного внимания к нему.
  • Слишком жесток к себе, подолгу переживает из-за собственных ошибок, не верит в возможность успеха.
  • Дети постарше пытаются повысить самооценку с помощью издевательств над младшими и слабыми.

У ребенка может обнаружиться один, несколько — или сразу все эти признаки. Нельзя сказать точно, относятся ли они к низкой самооценке, или сигнализируют о других проблемах.

Чтобы исключить ошибку, следует изучить окружение ребенка.

Как повысить самооценку ребенку: три простых «да»

Правильное воспитание — это не только запреты и наказания, но и позволения. Как поднять самооценку ребенку, говоря «да», знают педагоги Coral Family. Предложенные ниже варианты дают право ребенку быть ценным и уникальным.

  • «Да» праву одеваться самостоятельно — родителям порой проще подобрать и выложить одежду ребенку, однако это формирует зависимость от чужого мнения. Разрешайте детям самовыражаться и проявлять свой вкус.
  • «Да» возможности быть самим собой — не стоит подгонять своего ребенка под шаблоны, пусть он будет уникальным, со своим видением мира: шумным, быстрым, болтливым. Не одергивайте малыша каждый раз, когда он проявляет свое «я», принимайте его таким, какой он есть. 
  • «Да» проявлению эмоций — эмоции служат важнейшим способом познавать мир и самого себя. Каждый раз заглушая желание ребенка познавать мир, выстраивать взаимосвязь с ним, родители загоняют его в рамки. А это первая ступень к формированию неуверенности. Малыш не знает, как ответить и что делать в той или иной ситуации, потому что не получил адекватного опыта.

Как научиться себя ценить?

Повышение собственной ценности начинается с развития самоуважения. В этом помогут испытанные приемы психотерапии, рекомендованные психологами, специализирующимися на женских страхах и комплексах:

Осознание своей уникальности. Каждая личность имеет индивидуальный набор качеств: привычки, потребности, сильные стороны — они есть у любой женщины. Именно индивидуальность — главная ценность личности, основа положительного отношения к себе. Осознав в чем особенность и изюминка, можно правильно подавать себя в обществе, а также научится себя ценить.
Саморазвитие. Чтобы уважать себя, нужно объективно повысить собственную ценность: больше времени посвящать развитию интеллекта, всесторонней образованности, улучшению здоровья. Достаточно уделять себе хотя бы 15–20 минут в день, чтобы уже через год получить заметный результат.
Концентрация на положительном

Нужно выделить 3–5 сильных качеств и акцентировать внимание на них.

Занимаясь саморазвитием важно исключить из своего информационного поля все негативные установки, которые могут обесценить и снизить положительный эффект психотерапии

Проявление любви — это хорошо!

Само собой разумеется, что родители любят своих детей. Но не все взрослые умеют выражать сердечную привязанность. Если этого не делать, то подросток почувствует себя никому не нужным, и самооценка упадет. Учитесь сами говорить о чувствах, проявляйте нежность, показывайте симпатию. Дайте сыну или дочке почувствовать, что вы безоговорочно, безусловно, искренне принимаете его таким, каким он есть. Говорите ребенку, что вы рады проводить с ним время, и как хорошо, что он у вас есть. Старайтесь делать это эмоционально

Выражайте свои чувства невербальными (бессловесными) средствами: искренним блеском в глазах, пристальным вниманием, касанием плеча, объятиями. Если подросток почувствует себя любимым, его самооценка обязательно повысится

Виды самооценки у ребенка

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Синдром отличника как проявление заниженной самооценки

Виды самооценки у ребенка

Как повысить самооценку и уверенность в себе женщине — психология

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.


Синдром отличника как проявление заниженной самооценки

От чего зависит становление самооценки

Самооценка определяется как представление человека о важности своей личности и деятельности. Ключевую роль в формировании того или иного уровня самооценки играют характер взаимоотношений с окружающими (ценность) и достижения индивида (компетентность)

В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители. При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля.

Обратите внимание! Примерно в возрасте 3-4 лет происходит кризис самостоятельности, когда ребенок начинает выражать крайний негативизм, упрямство и своеволие. Чересчур строгие правила и жесткие меры наказания, применяемые в этот период, могут навсегда подавить волю малыша и заложить фундамент для его низкой самооценки на долгие годы

В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.

Эффективные методы повышения самооценки

Самый главный шаг на пути к самосовершенствованию – осознать наличие проблемы. Часто человек маскирует ее за другими чувствами и сознательно избегает решения вопроса. Как только придет осознание, можно смело переходить к следующим методам повышения уверенности в себе:

Заведите дневник достижений. Этот шаг не требует каких-либо серьезных денежных и временных затрат. Все просто: в конце каждого дня выделяйте 10-15 минут, чтобы записать свои маленькие и большие победы, которые случились с вами сегодня. Может быть, вы прочли книгу или, наконец, встали на час раньше обычного времени? Всегда можно найти повод для похвалы. Это поможет ежедневно формировать позитивное мышление и фокусировать свой взгляд на личных успехах

Важно перечитывать свои записи ежедневно.

Смените окружение. Оцените тех, с кем вы чаще всего общаетесь

Если в вашем кругу есть негативно настроенные люди, откажитесь от взаимодействия с ними. Чаще находитесь в обществе позитивных и успешных людей, уверенных в себе и положительно настроенных по отношению к вам.

Займитесь спортом. Лучший способ отвлечься, очистить мысли от негатива — физические упражнения. К тому же если заниженная самооценка связана с внешними данными, спорт поможет привести себя в форму. Кстати, во время занятий спортом наш организм вырабатывает гормон счастья — дофамин.

Откажитесь от самокритики и самокопания. Не получится повысить самооценку, если постоянно себя ругать за что-либо или все время высказывать недовольства по поводу своей внешности и способностей. Чаще хвалите себя и думайте о хорошем.

Избегайте сравнений. Каждый из вас — уникальная личность со своим индивидуальным набором качеств, достоинств и недостатков. Помните, что всегда найдутся те, кто достиг больших результатов, чем вы. В этом случае стоит брать с них пример, а не заниматься самобичеванием. А еще лучше – сравнивайте себя сегодняшнего с собой вчерашним, и отслеживайте свой рост, фиксируя достижения в дневнике, о котором мы говорили выше.

Слушайте и проговаривайте аффирмации. Аффирмация — позитивное суждение, создающее правильный психологический настрой.  Это наши утверждения и убеждения, мысли, чувства и желания, которые мы хотим иметь прямо сейчас. Важно формулировать аффирмации в настоящем времени.  Например: «Я имею престижную и высокооплачиваемую работу», «Я красивая и здоровая», «Я счастливый человек».

Выходите из зоны комфорта. Да, об этом методе слышат многие, но решается на это не каждый, ведь так уютно и безопасно находиться в своем «панцире». Посмотрите своей проблеме в лицо. Чувствуете неуверенность, когда находитесь в новой компании? Чаще посещайте людные места, мероприятия и первыми начинайте беседу. Отличным помощником для вас послужит наша онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации», где вы научитесь эффективнее взаимодействовать с людьми благодаря интересным коммуникативным техникам. Стоит только сделать шаг, и вы поймете, что все не так страшно, как казалось на первый взгляд.

Посетите тренинги. Существует много различных обучающих мероприятий, направленных на повышение самооценки, обретения уверенности в себе, что остается только выбрать подходящее именно вам. Если пока не готовы пройти тренинг, посмотрите фильм или прочитайте книгу на актуальную тему.

Простите самого себя. Неуверенность часто является следствием чувства вины перед самим собой. Никто из нас не застрахован от ошибок, и здесь важно уметь их себе прощать. Напишите себе записку и расскажите в ней о своих чувствах, эмоциях, мыслях, проблемах, неудачах и обязательно письменно простите себе все то, за что ощущаете себя виноватыми.

Медитируйте. Медитация помогает полностью расслабиться физически и отпустить мысли. Существует много разных техник, направленных на избавление от обиды на самого себя и достижение умиротворенности.

Уверенность в себе — это не врожденное качество, а сформированное в процессе жизни. Ваша главная задача на пути к здоровой самооценке – полюбить себя, научиться верить в собственные силы, что возможно только через ежедневную работу над собой и своими мыслями.

Занимайтесь любимым делом, не отказывайте себе в маленьких и больших радостях, всегда думайте о хорошем и тогда все получится!

Желаем удачи!

От чего зависит становление самооценки

Как повысить самооценку и уверенность в себе мужчине и женщине

Самооценка определяется как представление человека о важности своей личности и деятельности. Ключевую роль в формировании того или иного уровня самооценки играют характер взаимоотношений с окружающими (ценность) и достижения индивида (компетентность)

В раннем детстве круг общения у малыша предельно сужен, потому в основном на его психологическое становление влияют родители. При этом ребенок далеко не сразу начинает осознавать себя как отдельное существо. Лишь в 2-3 года происходит становление его самосознания и восприятия себя как независимого деятеля.

Обратите внимание! Примерно в возрасте 3-4 лет происходит кризис самостоятельности, когда ребенок начинает выражать крайний негативизм, упрямство и своеволие. Чересчур строгие правила и жесткие меры наказания, применяемые в этот период, могут навсегда подавить волю малыша и заложить фундамент для его низкой самооценки на долгие годы

В возрасте 4-5 лет дети уже способны давать определение своим личностным качествам, замечать не только достижения в играх и общении, но и неудачи. Окончательно формируется способность выносить себе оценку к 7 годам. Дальнейшее становление самооценки младшего школьника в основном зависит от результатов деятельности в учебе.

Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот. Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!»

Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут»

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно. Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана

И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться. Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить». И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются»

Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Почему самооценка вообще имеет значение

Дети с развитым чувством собственного достоинства гораздо лучше учатся, проще справляются с жизненными трудностями. Из них с куда большей вероятностью вырастут полноценные, психически здоровые люди, способные брать на себя ответственность и решать многочисленные задачи. Дети же с нарушенной самооценкой часто вырастают невротиками, страдают депрессиями, алкогольной зависимостью и даже наркоманией. Конечно, это несколько утрированно, и далеко не все дети с подобными проблемами разделят столь печальную участь. Но психологические исследования ясно показывают, что предрасположенность к социальной деградации есть именно у детей, испытывающих проблемы с самооценкой.

Какие же они — женщины с заниженной самооценкой?

Многие женщины и не догадываются, что все их депрессии и неудачи связаны с низкой самооценкой. Они думают: так сложилась жизнь, виноваты неблагоприятные обстоятельства, помешавшие стать счастливой, успешной и любимой. «От судьбы не уйдешь!», — смиряются они вместо того, чтобы поработать над личными установками, с помощью которых можно изменить отношение к самой себе — полюбить себя. Разве мы не достойны этой любви? «Я у себя одна» — говорит психолог Екатерина Михайлова, написавшая книгу под таким же названием. Если мы хотим, чтобы нас понимали, ценили и любили другие, мы должны научиться понимать, ценить и любить себя.

Напоминают ли нам кого-то эти женщины? Они:

1. Безотказны

Но не потому, что сердобольны и испытывают удовлетворение от выполнения чужих просьб. Наоборот, они ругают себя за то, что не смогли отказать, злятся и раздражаются

Но сказать «нет» не в силах: вдруг просящий обидится или плохо о них подумает, а чужое мнение для них очень важно, и оно непременно должно быть позитивным;

2. Болезненно переносят критику

Женщины с адекватной самооценкой так же адекватно воспринимают и критику: они принимают ее или нет, не впадая в истерику. Если же сказать, что она не права, женщине с заниженной самооценкой, для нее это станет едва ли не трагедией. Последуют обида, слезы и возмущение, потому что она воспринимает критику как оскорбление и унижение, намеки на ее неполноценность. Ведь, как известно, люди с низкой самооценкой хотят всем нравится и быть для всех хорошими;

3. Излишне критичны к своей внешности

Они не терпят критики от других, но сами никогда не бывают довольны собой и своим внешним видом, поэтому стремятся не выделяться, быть в тени. Им не нравятся ни своя фигура, ни лицо, ни тело, ни волосы — ничего. При этом они часто занимаются публичным самоедством, очевидно, подсознательно ожидая, что окружающие начнут их разубеждать, уверять в обратном и делать комплименты;

4. Не умеют принимать комплименты

Они их любят, но принимать не умеют. Можно быть уверенным, что в ответ на похвалу, что она сегодня замечательно выглядит, женщина с заниженной самооценкой засуетится и скажет что-то вроде: «Да это я сегодня голову помыла» или «Ой, это старое платье, поэтому в нем не видно, какая я стала корова»;

5. Ощущают себя жертвой

Их ранимая психика болезненно реагирует на каждый косой взгляд и кривое слово. Они преувеличивают свое значение в жизни других людей, им кажется, что другие только и думают о том, как их обидеть. Они часто жалеют себя, повторяя при неудачах: «Ну что ж, не с моим счастьем»;

6. Отказываются от собственных желаний

У них есть свои мечты и желания, но они загнаны куда-то так глубоко, что уже и не напоминают о себе. А все потому, что женщины с низкой самооценкой живут чужими желаниями. Ждала выходного, чтобы погулять с мужем в парке? Но он сказал: «Едем на дачу убирать сад, полоть огород». Устала и хочется передохнуть? «Какой отдых! Посмотри, моя старая мама работает, а ты разляжешься?!». «Завтра в гости придут мои друзья. Не хочешь? Не может быть. Бегом на кухню, к плите!».

Отказывать они не умеют, ведь это значит разочаровать окружающих, не оправдать их надежд, чего женщины с низкой самооценкой допустить не могут;

7. Не способны сделать выбор и взять на себя ответственность

Они слишком часто произносят слова: «Я не могу», «У меня не получится», «Я не вправе это решать». Неудивительно, что принять решение для них — неимоверная тяжесть, ведь можно же ошибиться и заслужить неодобрение, получить негативную оценку. Поэтому они долго колеблются и по возможности перекладывают эту задачу на других: «А что ты посоветуешь? Я сделаю, как ты скажешь»;

8. Недовольны своим окружением

Они часто жалуются коллегам и подругам, что муж их подавляет, свекровь придирается, родственники не ценят. Дома же плачутся, что начальник не считается с их точкой зрения, а сотрудники обижают. Психологи говорят, что подсознательно женщины с низкой самооценкой сами притягивают к себе людей, которые ни во что их не ставят, и таким образом дополнительно утверждаются во мнении, что они никчемные неудачники.

Какая самооценка у моего ребенка

Застенчивый дошкольник отворачивается от соседки по площадке и молча берет предложенную конфету. У родителей паника: «Наш ребенок не уверен в себе!» Но вдруг ему просто не хватает опыта общения и выражения эмоций?

Не утрируйте! Стеснительный ребенок психологически здоров. Робость и стеснительность – естественное поведение для дошколят. На другом краю нормы – неудержимая вербальная активность и смелое желание познакомиться со всеми подряд. Таким образом – через внешнюю демонстрацию – формируется характер.

Родительский взгляд на особенности личности ребенка не всегда объективен. Мать и отец склонны завышать или занижать оценки. Часто они не учитывают возрастные нормы. Поэтому, прежде чем задаваться вопросом, как воспитать ребенка уверенным в себе, стоит узнать, нужно ли это именно сейчас – провести диагностику.

В видеоролике ниже приводятся примеры разных игр и упражнений, чтобы легко узнать какая самооценка у вашего ребенка.

Диагностика самооценки в раннем детстве (до 6 лет)

Первый год жизни – этап закладки характера. Вопрос, как повысить самооценку ребенку, ее диагностика в этот период не имеют смысла. Возрастную границу для диагностических методик провести сложно, удобнее ориентироваться на уровень развития речи. Как только речь становится активной и развернутой, с ребенком можно проводить беседы по диагностическому протоколу.

Диагностика самооценивания у школьников (6–10 лет)

Попросите нарисовать семь кругов и распределить в них имена всех близких людей (допускаются и животные) и слово «я». Сдвиг влево – свидетельство повышения самооценки. Экспресс-методика позволяет также определить круг доверенных лиц школьника. Встревожить должны такие результаты:

  • размещение «я» с 5-го по 7-е место (очень заниженная оценка собственной значимости);
  • окружение «я» пустыми ячейками;
  • окружение «я» животными или неодушевленными предметами.

В перечисленных случаях ищите контакт с чадом и помогайте ему обретать уверенность в своих силах. Повторите тест через несколько недель, сравните результаты. Подметьте также, как изменится успеваемость и эмоциональное состояние, когда ребенок начнет получать поддержку.

Диагностика самооценки у подростка (12-18 лет)

Подросток – едва ли не самый нежный в психологическом плане возраст. Поэтому лучше применять стандартизированные и верифицированные методики, не требующие личного контакта с исследователем. В домашних условиях диагностику лучше не проводить, но подтолкнуть подростка к самопознанию – хорошее средство.

Пусть изучит свой характер, когнитивные способности, интеллект, а заодно и самооценку. В профессиональном комплексе применяются специальные опросники и упражнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector