Игры для детей с заиканием: копилка занятий

Развиваем общее подражание

На самых ранних периодах роста с детьми можно играть в забавы, направленные на воспроизведение. Это копирование движений взрослого человека, которые помогают раскрепоститься. Задания тренируют координацию, фантазию. Сегодня крохотуля повторяет жесты, а завтра ― слова. Да, не забывайте сопровождать такую жестикуляцию разговорами. Когда перед Вами малыш с общим недоразвитием речи (ОНР), проведение мероприятий такого рода является основой логопедии.

Самое простое, что можно предложить ― обычная зарядка. Любители активности оценят это по достоинству. Только выполняйте гимнастику в строго определённой последовательности. Тут цель ― запоминание крохотным человеком целой комбинации. Обязательно комментируйте каждый раз. Детки очень любят повторы. А если касаться углубленного материала, то можно использовать следующие забавы.

Способы постановки звука Р

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.
Постановка звука с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.
Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука , артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд…, ддддддд…, ддд-ддд-ддд»)

Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда   аддд   аддда
ддды   ыддд   ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука .

Занятия по развитию речи

Основные задания по риторике предназначены для обучения искусству красноречия и наполнения словарного запаса. Занятия необходимо проводить регулярно, чтобы результаты обучения ораторскому искусству не заставили себя долго ждать.

Мастерство чтения вслух

Для этого упражнения выбирают стихотворение, интересное и понятное для ребёнка. Взрослый выразительно читает фразу, ребёнок вслух повторяет её. Следует добиваться максимально точного повторения слов, смысловых ударений в предложениях. Со временем размер стихотворения увеличивают, выбирают произведения разной сложности.

Определения

Составляется определение какого-либо предмета или явления. Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает. Сначала приводится пример.

Яблоко – это фрукт, который растёт на дереве, полезный и вкусный, бывает зелёным. Морковь – это овощ, который …

Детям трудно отнести слово к общему классу, поэтому начало определения формирует взрослый.

Не стоит останавливать разговорившегося ребёнка, пусть расскажет о предмете как можно больше, это полезно для развития красноречия.

Упражнения можно проводить в игровой форме, например, придумывать «загадки» для папы, а потом разгадывать вместе с ним.

Другой вариант – попросить ребёнка рассказать о предмете, задавая вопросы. Какой он? Что он делает? Что с ним можно делать? Затем из названных слов, разных частей речи, собрать небольшой рассказ.

Рифмы

Не стоит сочинять целые стихотворения, для начала подойдут простые рифмовки слов, пусть это будут разные части речи, имена.

Медведь – запеть – гореть или Мечта – не та – проста.

Искусство этикета

Для этого упражнения подойдёт воображаемая или реальная жизненная ситуация. Например, предстоящий приезд любимой бабушки. Ребёнку предлагается пофантазировать, как можно поприветствовать гостя.

Привет, мы тебе очень рады! Здравствуй, проходи скорее!

Очень хорошо, если в ближайшее время он опробует несколько фраз на практике. Можно сочинять приветствия, прощания, извинения, приглашения к столу, поздравления с праздником.

Виды дефектов речи

Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:

Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема

Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет

Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.

Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.

Игры и упражнения на голос и паузы

Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:

  1. Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
  2. Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
  3. Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
  4. На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
  5. «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
  6. «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
  7. «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
  8. «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
  9. «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.

Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».

Как проходят занятия со специалистом и кому он нужен

Логопед нужен практически каждому малышу в возрасте от 2 до 3 лет. Необходимость практиковать специальные занятия обусловлена тем, что в это время между детьми и взрослыми существует некий языковой барьер. Помощь в его преодолении могут взять на себя родители. Но все же, лучше поручить это дело профессионалу. К тому же занятия полезны в развитии восприятия окружающего мира у детей. Если было замечено, что их чадо отстает от сверстников в плане развития речи, оставлять на самотек этот дефект нельзя.

В правильно организованных и комфортных условиях логопед способен найти подход даже к самому трудному малышу. Задания всегда преподносятся в интересной форме. Некоторые современные специалисты даже включают в свою программу мультфильмы, но исключительно направленные на работу с дефектом речи.

Вне зависимости от того, какого типа задания выполняются с ребенком, каждое из них преследует три цели:

  1. Научить ребенка двух-трех лет повторять движения, выполненные взрослым;
  2. Научить ребенка трех лет правильно жестикулировать во время общения;
  3. Научить ребенка двух лет правильно воспроизводить услышанные звуки.

Каждый логопед посоветует родителям занятия, помогающие закреплять полученные знания в домашних условиях. Для этого повторяйте с малышом пройденный материал, просите его рассказать о том, какие были занятия, чему он научился

Очень важно в этот момент не перебивать ребенка и дать ему высказаться. Идеально, если для домашнего обучения вы найдете мультфильмы или передачи с логопедическим уклоном. Весь материал должен преподноситься деткам только в виде игры, так как это делает логопед

Только таким способом у детей не пропадет желание заниматься дальше

Весь материал должен преподноситься деткам только в виде игры, так как это делает логопед. Только таким способом у детей не пропадет желание заниматься дальше.

Профессиональный логопед проводит занятия не более 20-30

Дома с детьми нужно работать осторожно, не следует их переутомлять

По истечении этого времени ребенок устает и его внимание рассеивается

Еще одна важная деталь, с которой справляется не каждый специалист – установление эмоционального контакта

Для детей важно, чтобы к ним проявляли неподдельный интерес, а любую фальшь они моментально вычисляют. Чтобы занятия дали максимальную эффективность взрослым нужно убеждать малышей в том, что им это тоже интересно. Полный арсенал занятий с детьми от 2 до 3 лет у логопеда включает: стишки, распевки, мультфильмы, уроки рисования, скороговорки, логические упражнения, задания на развитие памяти

Рассмотрим основные и эффективные из них, которые легко можно выполнить в домашних условиях

Полный арсенал занятий с детьми от 2 до 3 лет у логопеда включает: стишки, распевки, мультфильмы, уроки рисования, скороговорки, логические упражнения, задания на развитие памяти. Рассмотрим основные и эффективные из них, которые легко можно выполнить в домашних условиях.

Логопедические упражнения с детьми – видео

Предлагаем вашему вниманию видео, в котором представлены артикуляционные упражнения, помогающие ребенку правильно выговаривать звуки речи. Такие занятия помогут вашему ребенку научится правильно разговаривать.

Многие родители задумываются над тем, что должен уметь ребенок в 5-6 лет, каким должно быть его физическое и эмоциональное развитие. Также, мамы интересуются развивающими играми для детей 5 лет, ну а родители, у кого ребята постарше, хотят узнать о развивающих играх для детей 6 лет.

А мы надеемся, что эта информация стала для вас полезной и помогла найти ответы на интересующие вас вопросы. Делитесь советами, как вы преодолевали такие проблемы с вашими детьми, пишите отзывы и оставляйте свои комментарии.

Когда обратиться к логопеду?

Каждый ребенок уникален, поэтому уровень развития речи может немного отличаться. Обычно к 5 годам малыш уже умеет:

  • Проговаривать все существующие звуки. Исключением могут быть шипящие, редко «Л».
  • Составлять предложения из 5-7 слов.
  • Понимать разницу между единственным и множественным числом.
  • Описывать вещи с указанием на их основные качества и характеристики.
  • Вести диалог с ровесниками и взрослыми.
  • Быстро говорить имя, фамилию и отчество, свой возраст.

Если ребенок 5 лет не умеет делать что-то из перечня, ему будет полезно посетить несколько уроков логопеда.

Логопедические занятия для детей направлены на увеличение словарного запаса, развитие мелкой моторики и правильного дыхания, коррекцию дефектов звукопроизношения.

Стоит сказать, что сразу же вести к логопеду ребенка не стоит. Дети лучше развиваются в домашних условиях. Здесь они чувствуют себя более комфортно.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Развитие навыка построения связного рассказа

Научиться правильно строить рассказ — не простое занятие для дошкольника. Детям с ОНР можно предложить различные игры для тренировки этого навыка:

  1. «Что за чем?» Попросите ребенка распределить картинки в правильном порядке, чтобы по ним можно было понять что происходило. На начальном этапе нужно будет рассказать сказку или рассказ и только после этого раскладывать картинки.
  2. «Объяснялки» Научить ребенка пользоваться предлогами и союзами, строить сложные предложения поможет игра, в которой нужно все объяснять. «Кошка мурлычет потому, что….», «На улицу надо надеть ботинки потому, что…»
  3. «Секрет». Ребенок получает карточку с картинкой. По правилам игры он должен хранить рисунок в тайне, однако рассказать о нем он может. Кто сумеет описать свою картинку так, чтобы догадались другие?
  4. Можно также поиграть в писателя и самим сочинить сказку. Лучше всего играть в большой компании. Взрослый показывает картинку с простым сюжетом, а дети должны придумать по ней историю. Вначале взрослый должен направлять процесс, задавая вопросы.

Главное в работе с ОНР — последовательность и систематичность. Многие упражнения можно выполнять не только на занятиях, но и во время прогулки, игр и домашних дел. Если заниматься с хорошим настроением, «уроки» не будут утомлять ребенка, но помогут добиться больших успехов.

Методы профилактики заболевания

В связи с биологическими факторами развития болезни, о ее профилактике стоит задуматься еще во время беременности и родов. Тяжелое протекание беременности, внутриутробные инфекции, асфиксии, осложненные роды, травмы в первые месяцы жизни новорожденного — все это может стать причиной нарушений речи в будущем.

Перечислим основные методы профилактики недуга уже после рождения малыша.

Во-первых, развивайте рефлексы. К ним относятся фиксация взгляда и слежение за предметом, слуховое сосредоточение, двигательная активность, рефлекс орального автоматизма — все они очень важны в развитии новорожденного.

Во-вторых, общайтесь с младенцем

Тактильные, зрительные, слуховые ощущения — все это крайне важно для его развития. Улыбайтесь ему, разговаривайте, носите на руках, поглаживайте

В-третьих, будьте всегда рядом. Особенно это касается мамы. Ведь новорожденный нуждается в ее близости, возможности прикоснуться к ней, увидеть, почувствовать, получить ответные объятия.

В-четвертых, стимулируйте сосательный рефлекс. Чем активнее и дольше кроха сосет грудь, тем лучше развиваются его мышцы — они становятся крепче, пластичнее.

В-пятых, поощряйте попытки младенца к общению. Гуление, лепет — это нужно стимулировать.

В-шестых, развивайте мелкую моторику. Речь напрямую связана с мелкой моторикой и чем более ловкими будут руки малыша, тем лучше. Знакомьте его с разными текстурами.

В-седьмых, говорите с малышом на родном языке. Говорите четко, грамотно. И стимулируйте его к общению. Даже если он не разговаривает, все равно пытайтесь вызывать у него звуки. Если он хочет чего-то и показывает жестами, провоцируйте попросить это вербально.

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Рассмотрим каждую категорию упражнений отдельно.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Роль родителей

Не стоит полагать, что одни только занятия с педагогом-логопедом помогут ребенку полностью решить проблему, – родители должны принять в этом непосредственное участие. Ребенок большую часть времени проводит дома, поэтому и тренировки должны проводиться там же.

Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил.

  • Не ругать малыша за допущенные им ошибки в произнесении звуков, но исправлять их.
  • Поощрять ребенка за старания и успехи, внимательно слушать, что он рассказывает о занятиях с логопедом, проявлять искренний интерес.
  • Следить за тем, чтобы речь членов семьи была грамотной и правильной.
  • Перед тем как показывать то или иное упражнение дошкольнику, следует перед зеркалом потренироваться, проверить, все ли получается четко и правильно.
  • Следить за тем, чтобы дети выполняли домашнее задание логопеда.
  • Стремится к тому, чтобы каждое задание было выполнено до конца, правильно, старательно.
  • Проводить занятия ежедневно – они могут быть небольшими, но обязательными, должны войти в хорошую привычку.

Специалисты-дефектологи советуют создавать для малыша атмосферу правильной речи: чаще читать ему стихи, сказки, петь песни, обсуждать с ребенком какие-либо явления природы, но просмотр телевизора лучше свести к минимуму.

Комплекс дыхательных упражнений

Включает 2 упражнения. Родители вполне могут делать их с малышом дома.

«Гонки». Положите на стол два ватных шарика. Родитель дует на один шарик, ребенок — на другой. Выиграл тот, кто сдвинет свой шарик на большее расстояние.

«Волшебное дыхание». Вставьте малышу в ноздри кусочки ваты. Главное — неглубоко! Попросите его выдыхать и одновременно удерживать ватку — она не должна выпасть.

Еще один вариант дыхательной гимнастики — по А.Н. Стрельниковой. Суть гимнастики — каждую секунду нужно делать резкий вдох носом и одновременно делать упражнения. Вдох шумный и сильный, а выдох естественный, незаметный.

Есть несколько правил: с каждым вдохом опускать плечи и ноздри сильно смыкать, словно на них кто-то нажимает.

Гимнастика должна быть в радость, поэтому выполнять ее нужно до первых признаков утомления. Не нужно заставлять малыша, если он не хочет заниматься.

Гимнастика рассчитана на взрослых людей, поэтому продолжительность занятия и количество подходов лучше согласовать с логопедом.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

«Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
«Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы

Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз

Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
«Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector