Методика раннего развития семьи никитиных

Место родителей в системе Никитиных

Позиции родителей по отношению к детям в системе Никитиных уделялось особое внимание. С одной стороны, настоятельно рекомендовалось принимать искреннее участие в играх и жизни ребенка, заниматься совместной деятельностью, ведь, как известно, совместный труд очень сближает: появляются общие темы для разговора, да и радость после выполнения какого-то задания общая

Во-вторых, только на личном примере можно привить любовь и интерес к самому процессу труда и его результатам. С другой стороны, родители всячески должны поощрять творческую деятельность ребенка: если понятно, что ребенок сам может справиться с каким-то делом или заданием, помогать ему нельзя. Также нельзя навязывать ребенку свою точку зрения. Если ребенок ошибся, его не нужно порицать, а вот за хорошо выполненную задачу следует хвалить.

Надо сказать, Никитины вообще старались создать как можно больше условий для творчества. Творчество является одним из ключевых понятий их системы

Но почему так важно поощрять творческую активность? Никитины отвечали на этот вопрос так. Только человеку доступен такой вид деятельности как творчество

Для творческой деятельности нужны такие качества, как наблюдательность, способность к анализу, умение составлять и делать выводы, находить связи, комбинации, закономерности. Ведь в процессе творческой деятельности человек постоянно ищет новые пути решения какой-то проблемы или даже создает что-то новое. К тому же, сам процесс творчества (который не так уж легок) привлекает к себе людей, почему? Возможно потому, что только в этой деятельности человек может почувствовать себя первооткрывателем, первопроходцем, только в этой деятельности возможна радость преодоления и открытия.

Ещё один важный момент: человек творческий более приспособлен к жизни — благодаря особой гибкости ума, способности находить выход их непростых ситуаций, нестандартности мышления. Такому человеку легче сменить профессию, но и не только. Такому человеку более доступна радость от процесса работы, потому что он способен в любом деле увидеть «изюминку», увлечься и как следствие, ощутимо увеличить производительность труда.

Методика Никитиных интересная, спросит читатель, но где же подтверждение того, что она правильная, где гарантии того, что она не навредит моему ребенку?
Никитины могли бы ответить: «Посмотрите на тех, на ком постоянно испытывалась и совершенствовалась методика – на наших детей». Все семеро добились значительных успехов в жизни и в науке

Наверное, знать, что этот успех – результат многолетнего кропотливого и осторожного труда – самая лучшая гарантия

Автор статьи: Валентина Бакуменко

Стадии развития

По мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень — это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость.

С 6 до 12 лет — это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног. В этот момент просыпается необходимость в социализации. Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту. Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость.

С 12 до 18 лет — это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе.

С 18 до 24 лет — это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития. Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры. Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость.

В чем суть методики

Что же это – система воспитания или образ жизни? Итак, разберемся, в чем скрывается суть раннего развития малышей по принципам семьи Никитиных.

Все начинается с сознательности родителей и их активного участия в жизни своих отпрысков. Супруги обязаны понять и принять такие основы.

  • Прочь все лекарства. Возобновление общения с природой и понимание естественных процессов жизни. Минимальное медицинское вмешательство при беременности и родах и прикладывание младенца к груди с первых минут жизни.
  • Долой сидячий образ жизни. Активное времяпровождение на свежем воздухе прививается с рождения. Закаливание, гимнастика, плавание и спортивные (подвижные игры) – самые лучшие медикаменты и врачи. Форма одежды легкая, и босиком, даже по снежку.
  • Дорогу своевременному интеллектуальному развитию ребенка. Над воспитанием необходимо задуматься с самого зачатия. Здоровый образ жизни мамы и папы, полезная пища, хорошая музыка и как можно больше общения. С рождения насыщенная разнообразием домашняя среда поможет малышу легко всему обучаться.
  • Сообща делать все работы по дому, совместные походы, занятия спортом, игры. Дружелюбие, взаимопомощь, взаимоуважение, любовь, поддержка во всем. Искренняя заинтересованность родителей во всех делах малышей.
  • Даешь детям полную свободу в выборе игр и занятий. Самостоятельность и богатая творческая обстановка для всевозможной деятельности с первых дней жизни.

Таланты в изобилии заложены в каждой крошке. Педагог уверен, что малышу нужно дать максимум знаний в дошкольном возрасте.

Физическое развитие детей

Физическому развитию всегда уделялась большое внимание в методике Никитиных. Дети должны быть здоровы, подвижны

Никитины создали дома все условия для физического развития детей. Не было обязательных норм, детям разрешалось делать те физические упражнения, которые им хотелось.

Никитины считали, что необходимо закаливать с детства – это залог крепкого иммунитета. Главной правило закаливания – все делать постепенно. Только что рожденных детей во время кормления оставляют на несколько минут голенькими, затем во время бодрствования малыша одевают в одну распашонку, потом ребенка приучают к прогулкам на улице, постепенно увеличивая их длительность. Ходить ребенок начинает босиком. Никитины жили в частном доме, и дети ходили во дворе без обуви даже зимой. Далее ребенка приучают к холодным обливаниям. Сначала это делают дома, потом на улице. Дома дети весь год ходили раздетыми. Спали с приоткрытым окном. В результате такого закаливания дети в семье Никитиных болели крайне редко.

Для здоровья детей также важно правильное питание. В семье Никитиных никто не заставлял детей есть

Если ребенок хотел есть, то ел, если нет, то никто не уговаривал и не заставлял его. Никаких перекусов, которые только портят аппетит. Блюда в семье Никитиных подавались самые простые: крупы, овощи, ягоды, фрукты, молочная продукция. Еда готовилась в скороварке. Детский взрослый стол были похожи.

Развитие интеллекта по системе Никитиных важно не менее физического. Человек должен быть не только здоровым, но и умным, чтобы решать возникающие проблемы, преодолевать трудности

Главные принципы

Свою позицию супруги объясняли так: их задача – воспитание не гениев, а самодостаточных и гармоничных личностей, для которых свойственны познавательное начало, живой интерес, стремление творить, наличие собственной позиции.

Методика Никитиных базируется на «трех китах» — основополагающих принципах.

  1. Для малышей необходимы особые условия, способствующие умственному и физическому развитию, поэтому родителям следует тщательно продумать дизайн детской комнаты: здесь должно быть уютно и комфортно. Чтобы ребенок обучался естественным образом, на стены можно повесить карточки с буквами, изображение карты мира, числовые таблицы.
  2. Задача родителя – предложить ребенку задачу, но не навязывать ни подход к ее решению, ни тем более правильный ответ. Главное – малыш должен проявить творчество, только в этом случае результат будет положительным. Упражнения Никитиных построены таким образом, что допустимы несколько возможностей решения.
  3. Ключевое значение в воспитательном процессе имеет тесное взаимодействие ребенка с родителями.

Опираясь на эти принципы и используя развивающие пособия супругов Никитиных, родители смогут помочь своим детям вырасти гармоничными и одаренными личностями, не испытывающими проблем в общении и социализации.

Интеллектуальные игры Никитиных

Для интеллектуального развития детей Никитин создал развивающие игры под названием «ступеньки творчества»

Сюда входят игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Дроби», «Внимание», «Рамки и вкладыши» и другие. Все они объединены несколькими главными принципами: самостоятельности, неразглашении правил и постепенного перехода от простого к сложному уровню

Описание этих обучающих игр можно найти в книге Никитина «Интеллектуальные игры».

Правила игры ребенок познает сам. Для этого ему нужно наблюдать за другими игроками, анализировать, делать выводы. Взрослым не стоит давать подсказки ребенку. В случае если ему не удается понять правила игры, то ее просто откладывают на некоторое время. Игры Никитиных направлены на то, чтобы не ограничивать детей в творчестве.

Подробнее можно остановиться на 4 играх Никитиных.

  1. «Сложи узор»
    Это игра, предназначенная для детей от 1,5 лет. Чем больше ребенку лет, тем сложнее поставленные в игре задачи. Предметами для игры являются 16 кубиков, каждая грань которых имеет разный цвет. Размер ребра кубика составляет 3 сантиметра. Ребенку нужно сложить определенный узор из кубиков. Самый простой – собрать линию из одного цвета. Затем можно переходить на более сложные узоры. Данную игру необходимо завершить до того, как ребенок утратит к ней интерес.
  2. «Сложи квадрат»
    Это игра подходит для детей от 2 лет. Суть игры – это собрать квадрат из разных геометрических фигур. Самые маленькие могут сделать это из двух треугольников. После того, как ребенок разобрался с этим заданием, можно переходить к более сложному уровню. Количество фигур, из которых нужно собрать квадрат, в зависимости от возраста детей, возрастает.
  3. «Уникуб»
    Ребенку предлагают собрать объемные фигуры из 27 кубиков по определенным схемам. 3 грани каждого кубика окрашены в определенный цвет. Сложность заключается в том, чтобы правильно сочетать цвета. Самые простые задания могут выполнять дети от 1,5 лет.
  4. «Дроби»
    Эта игра предназначена для детей от 3 лет и позволяет познакомиться с понятием дроби. Комплект для игры состоит из 3 фанерок размером с лист формата А4. Для каждой из фанерок предусмотрено 4 круга идентичного размера. Различия их состоят в расцветке и разрезе фигуры. Первый круг целый, второй поделен на две части, третий на три и так дальше. Самый последний круг разрезан на 12 частей.
    Польза игры состоит в том, что дети могут воспроизвести расцветку, сосчитать части каждого круга и сопоставить между собой дольки, взятые из разных кругов. Это прекрасный способ увидеть и осознать, почему одна двенадцатая круга меньше чем одна шестая.

Интересный факт. Система воспитания детей Никитиных признана не только в России, но и в Америке, Японии, Германии.

«Сложи узор»

Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.

Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:

  • У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
  • В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
  • Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
  • Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
  • Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.

Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.

«Сложи квадрат»

Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.

Набор «Дроби»

Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.

«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:

  • целые круги;
  • разделенные на сегменты – «дольки».

В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:

  • разложить кусочки по цветам;
  • составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
  • разложить в ряд детали от меньшей к большей;
  • разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.

Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.

Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить  стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.

Методика развития Никитиных: главные принципы

Воспитание детей по Никитиным должно базироваться на трёх основных правилах:

  1.  Детям необходимо создавать благоприятные условия для физического и умственного развития. Стены детской комнаты чета педагогов предлагала украшать печатными и прописными буквами, таблицами сотен и тысяч, картой полушарий, различными измерительными приборами и книгами. Спортивные тренажёры в доме Никитиных были важны не меньше, чем мебель, они были практически в каждой комнате. Развивающая методика Никитиных базируется на естественном подходе к воспитанию. Авторы рекомендуют кормить ребёнка скромно, гулять с ним в любую погоду и при этом не кутать его в сто одёжек, а также поддерживать в доме температуру не выше 18⁰С. Все эти меры, по их мнению, способствуют укреплению детского организма и активному развитию малышей.
  2. В своём творчестве дети должны быть свободными, родителям нельзя им навязывать своих советов или подсказывать им пути решения каких-то задач. Сами Никитины придумали для своих детей множество развивающих игр, каждая из которых может иметь сотни вариантов. Решать задачи таких игр дети могут постоянно, каждый раз выбирая более сложный уровень. Справляться с этими задачами дети должны исключительно самостоятельно, без какой-либо помощи взрослых.
  3. Маме и папе следует общаться с ребёнком как можно чаще, вступать с ним в диалог, активно участвовать в его делах.

Метод Никитиных в развитии дошкольников

Никитины были против детских садов и школ и рекомендовали свести пребывание детей в учебных учреждениях до минимума. Они считали, что строгие рамки, режим и программа не дают естественной свободы и угнетают творческие и интеллектуальные способности, и старались дать больший объём информации в наиболее сжатые сроки именно дома.

Основные принципы развития детей дошкольного возраста включают в себя:

  • труд — обязательный вид деятельности для ребёнка;
  • физические упражнения и закаливание, предполагающие ежедневное выполнение гимнастики, занятия в спортивном уголке, обливания холодной водой;
  • интеллектуальное развитие, которое происходит только в игровой форме.

Развивающие игры по методике Никитина

Методика Никитиных предполагает раннее знакомство детей с буквами, основами математики, информацией об окружающем мире. Именно для этой цели автором системы были придуманы многочисленные логические игры и головоломки. Малышей учили по географическим картам и другим пособиям. Все это направлено на развитие разных навыков.

  1. Интеллектуальные игры помогают ребёнку развивать логику, математические способности и мышление.
  2. Творческие игры: здесь не нужны специальные материалы и пособия, занятия расширяют фантазию крохи и его творческие способности. Можно, например, угадывать слова или искать выход из сложной ситуации.
  3. Обыгрывающие игры знакомят малыша с окружающими предметами быта (часы, телевизор, телефон и т. д.), объясняют механизм их действия.

В процессе игры необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • сначала выполняются лёгкие задачи, а как только дети справятся с ними, задания усложняются, что даёт возможность использовать одни и те же игры в разном возрасте;
  • ребёнку необходимо самостоятельно понять, как выполнить задание, он может пользоваться инструкциями, картинками, образцами, но найти решение должен сам, без помощи взрослых;
  • в играх практически нет правил, малыш может составить сам новый узор, пирамиду или другую фигуру.

Несколько слов о Никитиных

Семья Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных привлекла к себе внимание общественности более полувека тому назад. В 1962 году в прессе появилась первая публикация о семье педагогов-новаторов из поселка Болшево (Подмосковье), дети которых бегают по снегу босиком и демонстрируют невероятные физические и интеллектуальные способности (к 3-4 годам все дети Никитиных уже осваивали азы математики и чтения).. Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран

Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.

Позднее методикой воспитания советских педагогов заинтересовались не только отечественные специалисты, но и их коллеги из Германии (ФРГ), Японии и других стран. Нестандартный образ жизни многодетной семьи (у Никитиных было 7 детей) обычных советских педагогов, а также их книги и удивительная стойкость в отстаивании своих методов воспитания вызывали неоднозначную реакцию – «официальная» медицина и педагогика относилась к методике Никитиных крайне негативно, а вот прогрессивно настроенные молодые родители активно перенимали практический опыт педагогов-новаторов.

Противостояние, возникшее между традиционной педагогикой и методикой Никитиных, повлекшее за собой ряд исследований, привело к небывалой популярности новаторского метода Никитиных в частности, и раннего развития детей в целом. К началу 80-х годов о семье Никитиных знала вся страна, а их методы воспитания стали основой российской родительской педагогики, которая применяется и по сей день.

Алгоритм вовлечения ребенка в игру

  • Полная добровольность.
  • Игры ребенку не объясняются, а привлекают в нее через сказку, подражание старшим.
  • Осваиваются игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам.
  • Взрослый постоянно ставит пред ребенком все усложняющиеся задачи. Исключаются подсказки.
  • При неудаче идет временный откат назад к более легкому заданию или игра приостанавливается.
  • При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается.
  • При утрате интереса к игре, она временно откладывается. Ребенок должен к ней вернуться самостоятельно.
  • Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание.

У Никитиных разработано несколько типов игр: интеллектуальные, творческие и обыгрывающие.

Интеллектуальные игры направлены на развитие математического мышления, пространственного воображения, логике. Способности к синтезу и анализу, подготовки к черчению, стереометрии и начертательной геометрии. Эти игры требуют дополнительных предметов и пособий.

Удивительный эксперимент

Методика воспитания Никитиных, нашумевшая во второй половине прошлого века, базировалась на принципах свободного воспитания: вокруг детей было создано особое развивающее пространство и предоставлена практически полная свобода действий. Старшие учили младших тому, что умели сами. Роль родителей заключалась в том, чтобы слегка направлять обучение и развитие детей, вмешиваясь лишь в случае крайней необходимости.

Многое здесь перекликается и с педагогикой сотрудничества А.С. Макаренко, чьими идеями всерьёз увлекался Борис Никитин, — например, стёртые границы между воспитанием и обучением.

Сами педагоги определили три основополагающих детали своего воспитания:

создание окружающей среды, способствующей всестороннему развитию;
максимальная свобода детей в творчестве и обучении;
родительское внимание, которого зачастую так не хватает детворе.

Интересно, что сами супруги Никитины всегда отрицали своё стремление создать какую-либо систему. «Мы просто растили здоровых, самостоятельных детей, которые, повзрослев, стали порядочными людьми», — утверждает Лена Алексеевна, мама семерых ребят, воспитанных «по-никитински».

Между тем, методы и приёмы, применявшиеся супругами, вызывали у их современников удивление, а часто и неприятие. Уж очень отличались они от привычных представлений о правильном воспитании и уходе за детьми тех времён, когда методика была впервые применена. Одна соседка позднее даже призналась, что собиралась как-то вызвать милицию, увидев босых малышей во дворе, бегающих по снегу в одних трусиках. Даже родственники долгое время осуждали подобное новаторство молодых родителей.

Физическое воспитание

Здоровью в семье уделялось колоссальное внимание. Борис Павлович, отец ребятишек, оснастил комнаты в доме множеством спортивных снарядов, превратив их в миниатюрные тренажёрные залы

Детвора охотно перемежёвывала чтение и рисование с подтягиванием на кольцах и переворотами на турнике: уравнение с одной неизвестной и вис вниз головой на перекладине — превосходное сочетание умственной и физической нагрузки, способствующее быстрому усвоению новой информации!

Понятия закаливания в семье просто не существовало — в любое время года на детях был надет минимум одежды, а температура, поддерживаемая в доме — от 16 до 18 градусов. Это не считалось закаливанием, это был образ жизни. Хождение босиком в доме было обязательным; на улице, в том числе и зимой — приветствовалось.

 Младенцы укладывались спать на террасе в любое время года, и болели в разы реже своих сверстников из «обычных» семей с традиционными взглядами на воспитание.

 «Никитинский» метод воспитания неоднократно подвергался жесткой критике как противоречащий медицинским нормам. Однако регулярные медицинские обследования детей свидетельствовали, что те совершенно здоровы. Но и это не стало помехой для многочисленных увольнений Бориса Павловича — советская медицина и педагогика выражали свой протест против новаторства доступными им методами.

Лишь несколько учёных выступили в защиту семьи, среди них — Н.А. Амосов и И.А. Аршавский.

Интеллектуальное развитие

Обратив внимание на то, как стремительно развиваются малыши в физическом плане, регулярно используя спортивные снаряды, родители озадачились созданием среды, способствующей интеллектуальному развитию. Стены в комнатах были оклеены географическими картами, дети имели постоянный доступ к материалам для творчества и школьным доскам, также размещённым на стенах.  Многому дети учились друг у друга

Например, старший сын Алёша сам выучил братишку Антона чтению, а малыши перенимали у братьев творческие навыки и повторяли за ними трюки на спортивных снарядах.

Самостоятельность

Система Никитиных предусматривает воспитание самостоятельности с раннего детства. Разумеется, чтобы научиться чему-либо, ребёнку необходимо попробовать себя в этом новом для него деле. Чрезмерная родительская опека и бесконечные запреты здесь только вредят.

Дети Никитиных имели свободный доступ к мастерской, специально созданной для них отцом. Там ребята сами мастерили себе игрушки, используя далеко не «детские» инструменты — пилу, рубанок, молоток и гвозди.

Лена Алексеевна рассказывает, как они с супругом позволяли старшему сыну Алёше брать в руки нож и другие опасные предметы, обучая его пользоваться ими. Физическая работа, по их словам, способствует не только физическому развитию, но и учит принимать решения, развивает интеллектуально, обогащает жизненный опыт: если ребёнок поранится, это научит его впредь быть осторожнее.

Особенности семейного уклада

Вся методика развития Никитиных проистекала из их будничных дней, в течение которых родители занимались со своими ребятишками и наблюдали за ними. Уже с самого начала эта семья несколько отличалась от других советских семей:

Супруги уважительно относились к праву друг друга работать и заниматься другим делами, помимо воспитания детей, в котором принимали равное участие. Работали они по очереди: утром – отец, а вечером – мать

Поэтому дети одинаковое количество времени проводили и с мамой, и с папой.
Для каждого ребенка заводился дневник наблюдений, куда вписывалась информация о всех новых умениях, навыках.
Родители уделяли большое внимание физической культуре: прививали ее своим детям и занимались гимнастикой сами.

Гимнастика в семье Никитиных

Быт семьи был достаточно простым, без излишеств – отчасти это объяснялось материальным положением семьи, отчасти – неприхотливостью Бориса и Лены. На что не боялись тратить деньги родители, так это на книги. Они с большим рвением изучали педагогические труды зарубежных и отечественных специалистов, пытаясь найти подтверждение собственным догадкам и узнать новые пути движения.

Какую игру по методике Никитиных предложить детям первой?

Если в распоряжении воспитателей есть несколько развивающих интеллектуальных «никитинских игр», то желательно сначала разобраться с каждой из них самому, чтобы выяснить комплектацию, уровень сложности. Можно попробовать поиграть самим, чтобы оценить диапазон задач и требуемое время. С учетом возраста, темперамента и характера малыша или группы воспитанников следует вводить сначала самые легкие игровые задания, двигаясь к более сложным

Например, если малыши освоились с игрой «Сложи узор», то периодически через несколько дней следует вводить игры «Обезьянки», «Рамки Монтессори», «Точечки», «Внимание» и другие

Воспитателей может заинтересовать вопрос, можно ли занять группу детей, предложив им сразу несколько разных игр по методике Никитиных? Сам Борис Никитин утверждает, что это возможно в том случае, если из трех игр минимум две уже освоены и интерес у воспитанников есть. При этом нежелательно отводить для игровой деятельности определенное время – 5, 10 минут, создавать временные рамки и останавливать. Пока у ребенка есть интерес и ему не делают замечаний, пусть решает логические задачи и доводит дело до конца.

Основные принципы подхода Монтессори

• Развивающая предметная среда (Монтессори-среда);

• зоны интереса в обучающем пространстве;

• свобода доступа к рабочему материалу;

• разновозрастные группы;

• отсутствие «уроков»;

• недопустимость насилия над ребенком;

• индивидуальный подход;

• взрослый — не учитель, а проводник в окружающий мир;

• свобода выбора и действий в реализации познавательного интереса;

• самостоятельная игра ребенка;

• отсутствие соревновательности;

• запрет на «нельзя» и «молодец»;

• уважение к свободе и правам других;

• ответственность за себя и свои поступки.

Поскольку в системе предполагается свобода познания и действий, ребенок исследует предметную среду самостоятельно, без руководства со стороны старших и в тех объемах, к которым он интеллектуально и психоэмоционально готов. Вмешательство взрослого может быть разным, но ненавязчивым, в виде косвенных подсказок и создания условий для того, чтобы юный исследователь самостоятельно обучался и познавал окружающий мир.

Что нужно делать родителям в рамках подхода

Отсюда и главные задачи родителя или воспитателя, занимающегося с ребенком по системе Марии Монтессори:

• создавать развивающую предметную и социальную среду — ребенка учит то, что его окружает;

• не мешать свободному познавательному самовыражению малыша, уважать его выбор, промахи и победы;

• в случае необходимости помогать сосредоточиться на задаче, проявлять последовательность и настойчивость в достижении цели, подбадривать, хвалить.

Во взаимодействии с ребенком взрослому следует воздерживаться от выдачи готовых решений и прямого режиссирования игры: ведущий здесь всегда воспитанник и его познавательный интерес.

Существуют обязательные для исполнения нормы взаимодействия детей друг с другом: нужно учиться договариваться не только о правилах совместной игры, но и об очередности обладания игрушкой, если дети одновременно претендуют на один и тот же предмет и хотят играть с ним в одиночку.

Есть и дисциплинарные ритуалы: привести место игры в порядок и убрать рабочий материал на полку, не вмешиваться в игры других, при необходимости спокойно просить о помощи и обязательно благодарить за нее впоследствии.

Перенеся в домашний быт принципы педагогики Марии Монтессори, родители включают ребенка в хозяйственную жизнь семьи, предоставляя ему право убираться в детской комнате, поддерживать в порядке свои вещи и игрушки, помогать наводить чистоту во всем доме, готовить еду, мыть и вытирать посуду, стирать и развешивать белье, следить за домашними животными, ухаживать за растениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector