Методика раннего развития глена домана. от 0 до 4 лет
Содержание:
Метод Домана: минусы
Практически любая методика имеет свои сильные и слабые стороны
И разработки Глена Домана не являются исключением
Его методы сопровождаются несколькими существенными минусами
Прежде всего, данная методика предполагает, что родители, в частности, мама, будут всецело отданы малышу
Также многим родителям не нравится тот факт, что во время обучения по методу Домана ребенок пассивен
Он просто сидит и смотрит, а ведущая роль принадлежит родителю или педагогу – он показывает карточки, сообщает факты
Во время занятий малышу нельзя вертеться, просить карточки, брать их в руки и даже задавать вопросы
Между ребенком и родителем не происходит живого диалога, совестного творческого процесса
Такая методика скорее похожа на дрессуру
Существует большая вероятность того, что искусственно напичканный информацией ребенок со временем превратится в пассивного взрослого, который просто не сможет применить свои многочисленные знания на практике
Более того, любая попытка к активности и самостоятельному познанию мира последователями Глена Домана сразу же пресекается
Для нормального развития речи ребенку важно много слушать, а родителям – много рассказывать и читать ему, петь и проигрывать музыку
Таким образом, ребенок учится «достраивать» визуальный ряд к тому, что он воспринимает на слух
В этом плане замечательно работают традиционные для славянских народов потешки, частушки, пестушки и пальчиковые игры
Метод Глена Домана исключает занятия такого рода
И даже если родители готовы включить их в систему обучения ребенка, то на них просто не остается времени
Пожалуй, все эти недочеты являются следствием некорректного определения автора
Дело в том, что нейрохирург сравнивает человеческий мозг с компьютером, в который просто нужно успеть заложить большую по объему базу данных
Но ведь любой ребенок – это, прежде всего, живое эмоциональное существо, а не искусственный интеллект
Его нельзя ограничивать настолько строгими рамками, иначе получатся знания, оторванные от жизни
Гораздо важнее научить ребенка взаимодействовать с другими людьми, играть различные социальные роли
Метод Домана исключает наличие детских садов и предполагает лишь домашнее обучение
Более того, автор считает, что детям не нужны обычные игры и игрушки
Он утверждает, что все это – уловки взрослых, у которых нет времени на собственных детей
Тем не менее, именно через игру дети учатся проживать различные роли, развивают воображение и творческие способности
К слову, у маленьких детей очень хорошо развиты инстинкты и они, как правило, активно противятся домановской системе обучения – не желают сидеть смирно, хватают карточки, дети постарше провоцируют родителей на диалог, задавая вопросы
Этот вовсе не значит, что методика Глена Домана так уж плоха
Любую теорию можно видоизменить на практике, основываясь на индивидуальные особенности ребенка и адаптируя ее под условия каждой отдельно взятой семьи
Так Сессиль Лупан написала целую книгу на эту тему
Она называется «Поверь в свое дитя»
Автор делится с читателями своим опытом применения основ метода Домана в сочетании с другими системами раннего развития
Отзыв мамы Юли про методику
Спорные моменты в направлении
Несмотря на то, что в книгах Домана все изложено заманчиво, логично и понятно, методика имеет и спорные моменты, вокруг которых по сей день разворачиваются научные дебаты.
Мозг человека сравнивается с мощным компьютером, который может похвастаться практически неограниченным запасом памяти. Но живой ребенок – это не машина. Если мы заполним его голову тысячами байтов информации, мы не сделаем его образованнее или умнее, ведь факты мало знать, необходимо уметь их использовать. Если этого не уметь, то ненужная информация, которую малыш никак не фильтрует, накапливается в детской головке в качестве хлама.
Изобилие информации истощает и перегружает нервную систему ребенка, что в дальнейшем грозит психическими нарушениями, резкими перепадами настроения, эмоциональной нестабильностью, проблемами в общении, чувствительностью, ранимостью, тревожностью. Возможны проблемы и со здоровьем – например, нарушение аппетита, утомляемость, головные боли. Если ваш ребенок устойчив к перегрузкам, то все может закончиться великолепными результатами, но стоит ли так рисковать?
Стимулирующее обучение должно соответствовать возрастным особенностям ребенка. В первую очередь, как известно, у детей развивается наглядное мышление. Увидев собаку, малыш соотносит ее со словом «собака». Изучая же окружающий мир по карточкам Домана, у ребенка формируются абстрактные образы, то есть слово сопоставляется с конкретной карточкой. Ребенок может не узнать в зоопарке слона или верблюда, хотя видел их до этого на картинках.
При обучении по данной методике малыш пассивен, то есть получает информацию только для дальнейшего воспроизведения. Отсутствует момент творчества, ребенку не нужно самостоятельно находить информацию, нет никаких вопросов. Задача ребенка – лишь просмотр картинок и выслушивание бесстрастных фактов. Это притупляет заложенную в каждом ребенке с рождения любознательность.
У ребенка не остается времени на эстетическое, творческое, эмоциональное, нравственное развитие, на игры, общение со сверстниками
Карточки Домана отнимают много сил у родителей, ведь их необходимо изготовить, грамотно рассортировать, подобрать и т.п.
На занятиях задействуются только слух и зрение, не уделяется внимание тактильным ощущениями, запаху и вкусу, то есть целостного восприятия ребенок не получает.
Обучаясь чтению по карточкам Домана, ребенок машинально запоминает слова. Книги с незнакомыми словами он читать не сможет, как не сумеет проанализировать прочитанный текст
Все, что может в данном случае малыш – воспроизвести ранее заученный материал. Связь между заученными словами и реально звучащей речью дети не улавливают. Им приходится заново учиться читать.
Не всегда чтение должно сопровождаться демонстрацией изображений, как того требует методика Домана. Малыш должен учиться самостоятельно на основе текста выстраивать зрительный ряд, иначе обычный текст в книге без иллюстраций он будет воспринимать с большим трудом и не захочет учить то, что ему неинтересно или тяжело дается.
Подача материала в методике Домана ведется только через карточки, а ведь известно, что детьми лучше запоминается тот материал, который включен в активную деятельность и различные игры.
Особенности системы
Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.
Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» – не положено.
Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.
В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию.
Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.
Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации. Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи.
При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. С другой стороны, в свое время Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад».
Кто такой Доман?
Глен Доман (1919 г.р.) — врач-нейрофизиолог, разработавший программу раннего физического, интеллектуального и сенсорного развития детей. Глен работал физиотерапевтом и военным врачом, но свое призвание нашел в помощи детям с неврологическими нарушениями. В 1955 году Доман основал Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. Также он выпустил серию книг о реабилитации и гармоничном развитии детей.
Директор Доман умер на 94-м году жизни. У него было трое детей, двое из которых — Дуглас и Джаннет Доман — продолжают дело великого родителя и руководят институтом в Филадельфии.
Нюансы работы с карточками Домана
Недостаточно просто приобрести набор или сделать его самостоятельно. Родители должны уметь работать с учебным материалом. Обучение происходит в моменты, когда малыш заинтересован и в хорошем настроении. Перед показом карточки говорят слова: «Сейчас я покажу тебе…» и предоставляют нужную карточку. На демонстрацию отводится несколько секунд, причем этот процесс сопровождается четким проговариванием слова, написанного на карточке.
Методика имеет следующие нюансы:
- нельзя самому смотреть в карточку во время показа – это мешает малышу рассматривать картинку;
- начинают с одного занятия в день, потом количество увеличивается;
- одну карточку можно показать максимум трижды за день;
- нельзя заставлять ребенка повторить название – это должно происходить по его желанию;
- время на занятия должно быть строго регламентировано: их заканчивают до того, как ребенок потеряет интерес к обучению;
- со временем необходимо расширять набор тематических карточек Домана, исключая хорошо изученные предметы;
- работа должна быть систематичной, иначе достичь результата не выйдет.
Фізичний розвиток
Саме фізичному розвитку Глен Доман приділяє велику увагу в своїй системі. Він упевнений, що воно безпосередньо взаємопов’язано з розвитком інтелекту дитини. Саме тому потрібно приділяти увагу хорошому фізичному розвитку з народження.
Потреби дитини у плаванні, ходінні, повзанні, хватании дані йому від природи. Необхідно з моменту появи малюка на світ схвалювати їх розвиток, надавати дитині повну свободу рухів. Допомагаючи малюку бути активним з народження, батьки допомагають йому розвиватися інтелектуально набагато швидше, ніж його ровесники.
У цьому може допомогти спеціальний трек для повзання. Необхідно, щоб дитина розташовувався між його бортиками, практично торкаючись їх передпліччями і стегнами. Трек розташовують під невеликим ухилом. Краще всього, щоб його поверхні були гладкими, не потрібно ніяких ковдр або матраців. Одягати дитину, плазуючі там, потрібно по мінімуму.
Протягом дня малюк повинен проводити в ньому не менше 3-4 годин. За такого треку дитина зможе проповзати досить велику відстань, а до 4 місяців, за умови правильної організації, вже почне активно повзати. Завдяки цьому буде йти активне інтелектуальне розвиток дитини, його головного мозку та можливостей до сприйняття нового.
Вчіть малюка долати перешкоди з допомогою різноманітних валиків та драбинок. Вертите і крутите його як можна частіше, цим ви сприятимете розвитку почуття рівноваги. Допомагайте і заохочуйте дитину в його спробах ходити, бігати, плавати.
Для новонароджених Глен Доман створив свою програму рівноваги – динамічну гімнастику, якою з успіхом ви можете скористатися в домашніх умовах.
Занятия по методике Домана
Гленн Доман использовал как единицу информации – БИТ.
БИТ- это изображение точного и четкого рисунка, изображение только одного объекта (возможна хорошая иллюстрация или фото). Каждый рисунок подписан красным шрифтом.
Биты объединяются в категории. Категории – это логически связанные друг с другом 10 или более битов информации. Например: раздел «Биология, животные», категория «домашние животные», бит «фотографии домашних животных».
Занятия лучше организовать в утреннее время, когда малыш выспался, сыт, в хорошем настроении. Это может быть несколько совсем коротких уроков через определенные интервалы времени. Карточки нужно показывать не ближе 45 см от лица ребенка. Необходимо исключить все отвлекающие факторы: посторонний свет, звук и т.д. Ваш голос должен быть четким и громким. Вы должны только показать карточку и назвать слово, затем показать и назвать следующую карточку, но не объяснять, что обозначает это слово. Должен сообщаться факт, а не мнение. На одно занятие по 10 -15 карточек. Начинать нужно с 5 карточек. На одну карточку нужно тратить время около 1 секунды. После освоения 5 карточек, добавлять новые, а старые убирать. Можно возвращаться к старым карточкам по необходимости. Показ 1 бита 3 раза по 30 раз, 10 дней. Обычно, за этот промежуток времени ребенок усваивает 1 бит (1 факт-карточку). Проводить занятия можно на любом языке, главное, чтобы было правильное произношение и правильно подписан рисунок. Но не стоит это делать вперемешку: проводить занятия сразу на нескольких языках. Необходимо поставить ребенка в известность, что вы будете демонстрировать карточки на иностранном языке. Только после этого начинайте занятие.
Всегда будьте в хорошем настроении, улыбайтесь.
Когда ребенок научится говорить, поставьте перед ним задачу отвечать, что написано на карточке. При каждом правильном ответе, хвалите малыша. Не допускайте неприятных комментариев, если он ответил неправильно. Всегда поддерживайте начинания малыша. Занятия должны проходить регулярно, только тогда Малыш сможет усвоить заданные ему знания.
Как создавать развивающую среду
Все авторы методик говорят о богатой развивающей среде. Детали могут различаться (сравните в этом отношении вальдорфскую педагогическую систему и методику Домана), но общей всегда является идея о том, что в окружающей ребенка среде должно быть достаточно внешних раздражителей, стимулирующих его познавательный интерес, поисковую активность, желание исследовать мир, получать о нем все новые и новые сведения, учиться управлять им.
С тем, какими игрушками с высоким развивающим потенциалом наполнить свой дом, вы можете познакомиться в наших статьях «Путеводитель по игрушкам», «Мелкая моторика: развитие с рождения», «Развитие речи с рождения и до 4 лет», «Упражнения для развития речи» и др.
Здесь мы ограничимся только общими рекомендациями. Как сделать среду по-настоящему развивающей, что она должна в себе заключать, чтобы быть таковой?
• Ежедневное общение и эмоциональная близость с заботящимися взрослыми.
• Непосредственная среда обитания ребенка, наполненная объектами и предметами, вызывающими интерес для разглядывания и изучения с задействованием всех каналов восприятия (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). Все пространство дома со всеми безопасными объектами в свободном доступе.
• Игрушки, стимулирующие все органы чувств.
• Предметы, реализующие потребность ребенка в движении: спортивный уголок, спортивные снаряды.
• Игры, среди которых особое место занимают сюжетно-ролевые: в них ребенку разрешают играть, реализуя его потребность в усвоении социальных ролей и моделей поведения, в том числе трудового.
• Книги, пособия, дидактический материал.
• Богатство социального опыта (улица, парк, лес, транспорт, детская площадка, музей, садик, развивающие занятия, походы в гости и прием гостей у себя, поездки, экскурсии).
Как конкретно будет реализован каждый из перечисленных элементов, зависит только от вас
При этом важно помнить, что среда не самоцель, она создается для вашей совместной с ребенком жизни. По сути, богатая развивающая среда — это ваша проявляющаяся в конкретных объектах и предметах любовь к своему чаду, ваше желание открыть для него мир, показать его красоту и многообразие, передать свое понимание безграничности возможностей по реализации естественного интереса к жизни
Не бойтесь демонстрировать свою любовь, не бойтесь делать ошибки (они все равно будут), менять методики, свои взгляды на воспитание и развитие. Не бойтесь чувствовать себя иногда уставшими, сомневаться в своих родительских способностях, не стремитесь показывать ребенку только глянцевую обложку себя.
Признание родителями своих просчетов, несовершенства и взрослая (без истерик) демонстрация этого ребенку — необходимый духовный опыт для малыша и такой же обязательный элемент развивающей среды. В этом тоже есть развитие — и ребенка, и ваше личное. Оно не заканчивается с началом школьного этапа, с поступлением в вуз, с получением желаемой работы или с появлением первых внуков. Развитие продолжается ровно столько, сколько длится жизнь. Творите, развивайтесь, радуйтесь жизни сами и учите этому вашего ребенка!
Практика
Двигательное развитие
- Упражнения на двигательные навыки: ползание по специальному треку, пользуясь рефлексами отталкивания, начиная с 30 см до 90 см. Регулярность упражнения: минимум 10 раз в день. С возрастом ребенок начинает ползать «ничком» (по-пластунски), затем на четвереньках.
- Упражнение на мануальные навыки: младенцу нужно предлагать пальцы или деревянный штырь для захвата. Когда захват выполнен, родитель аккуратно приподнимает верхнюю часть туловища. Постепенно ребенок начинает висеть на перекладине с минимальной поддержкой. Регулярность упражнения: минимум 10 раз в день. Продолжительность: 10 минут.
- Упражнения на равновесие: плавные покачивания, вращения, подбрасывания ребенка. Регулярность: серия упражнений — 1 раз в день. Продолжительность: 10 минут.
Речевое развитие
- Занятия, направленные на запоминание слов и обучение чтению.
- Обучение чтению базируется на англо-германской системе лингвистического обучения — предъявление и озвучивание целого слова. Во время занятий ребенку показывают слово, громко и отчетливо произнося написанное. В результате у малыша складывается взаимосвязь между звуком и образом. Это способствует более быстрому и правильному самостоятельному чтению, развитию фонетической грамотности. Если начать заниматься с ребенком с младенчества, то к году у него будет достаточно большой словарный запас, а к трем годам он сможет распознавать слова в книгах.
Интеллектуальное развитие
- Занятия, направленные на расширение кругозора
В основе занятий лежит демонстрация карточек с изображением растений, животных и т.д. Параллельно с показом очередной карточки взрослый может рассказывать об этих изображениях, указывая на взаимосвязи и давать примеры из жизни. Ребенок постепенно накапливает знания об окружающем мире, расширяет лексикон и усваивает взаимосвязи между различными явлениями. - Занятия, направленные на обучение математике
Методика активно применяется и на занятиях по математике. Ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман рекомендует показывать количество точками, чтоб ребенок мог почувствовать количество, а не абстрактный значок цифры. Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме одиночных точек, начинают показывать примеры. Доман утверждает, что большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример. - Примерная ежедневная программа обучения по методике Глена Домана:
- Ежедневное содержание — 5 наборов слов (25 карточек).
- Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.
- Частота – каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).
- Продолжительность одного занятия — 5 секунд.
- Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).
- Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).
- Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.
При использовании любых материалов с сайта nutriclub.ru ссылка на сайт обязательна.
Nutriclub, 2020
Плюсы и минусы методики
Казалось бы, методика Глена Домана дает отличные результаты, используется в США более 60 лет, значит, точно должна оцениваться педагогами, врачами, родителями положительно. Но нет, в методике известного нейрофизиолога находят не только плюсы, но и минусы. Как воспринимать точку зрения специалистов, решать вам.
Плюсы
Если рассматривать метод Домана как старт к успешному развитию интеллекта у ребенка раннего возраста, то выделяются следующие преимущества:
- Начинать уроки по чтению, приобретению разноплановых знаний о мире, счету можно с грудничкового возраста, даже с 2–3 месяцев. В итоге детсадовец овладеет школьными знаниями задолго до первого класса. Например, игра “Предлоги” помогает расширить кругозор и увеличить словарный запас.
- Мама и папа проводят много времени с малышом, занимаются его развитием постоянно.
- Ребенок ежедневно узнает огромное количество информации. Если применять карточки по чтению, счету и развитию кругозора с раннего возраста, то по уровню интеллекта, ассоциативного мышления дошкольник обгонит своих сверстников.
- Благодаря вниманию к физическим упражнениям, малыши учатся выполнять массу новых движений. Это сказывается на их физподготовке, здоровье в целом.
- В процессе рассматривания карточек с картинками, словами ребенок активно развивает зрительную память. Слушая, как мама произносит названия предметов, — слуховую.
- Малыши учатся быстро. На показ пары карточек уходит несколько секунд. Метод Домана отменяет скучное сидение за столом с учителем, наглядные пособия можно демонстрировать в любом месте: на улице, дома, в кроватке, во время еды.
Рассматривать систему американского нейрофизиолога как механическое перекладывание картинок-бормоталок с места на место, демонстрацию без цели нельзя. Если уделять обучению достаточное количество времени, ребенок получит толчок к развитию интеллекта, совершит работу над собой.
Например, рассматривая овощи и фрукты, детсадовцы получают наглядное представление о плодах разной величины, цвете, назначении. Подкрепляйте теорию практикой: рассказывайте, что в супе сегодня картофель, а на полдник десерт из клубники. Разноплановое преподнесение связанной между собой информации даст положительный результат.
Минусы
Отрицательных моментов не меньше, чем положительных:
- В процессе обучения ребенок пассивен. Ему не нужно «добывать» информацию, делать выводы, анализировать. Родители приносят ему все на «блюдечке». Пассивность которая присутствует в “чтении с пелёнок” сказывается на дальнейшем обучении в школе, притупляется любознательность, познавательная активность.
- Курс занятий не учитывает индивидуальные потребности ребенка, его интересы на данный момент. Все дети занимаются по единой программе.
- Младенец не развивает творческий потенциал. Не играет в игрушки, не лепит, не поет, не рисует.
- Насыщенность курса слишком высока для маленьких детей. Выдержать такую нагрузку могут далеко не все дошкольники, а тем более груднички.
- Методика построена на механической зрительной и слуховой памяти. Остальные органы чувств не задействованы.
- Родители, по задумке Домана, должны сконцентрироваться на показе карточек. Играть с маленьким почемучкой, читать, разговаривать некогда. Из процесса воспитания маленькой личности автоматически выбрасывается эстетическая, моральная составляющая.
Особенно негативно к системе обучения по Доману относятся невропатологи. Врачи выступают против раннего развития детей, считая такие занятия причиной энуреза, тиков, депрессий, навязчивых движений. То есть усердие родителей приводит к отклонениям в психическом здоровье в худшую сторону. Это мнение трудно доказать, но опровергнуть тоже нельзя.
Эффективность методики
Полезность теории использования карточек для развития ребенка, описание которой приведено выше, является обсуждаемым вопросом. Методика Глена Домана имеет как своих последователей, так и критиков.
Мнения людей разнятся от диаметрально противоположных до пресловутого «хорошо, но».
Узнайте, как себя вести при кризисе одного, трех и семи лет у ребенка.
Польза и преимущества
Полезность для ребенка теорий Домана может выражаться в следующих факторах:
- ребенок с самого маленького возраста получает знания от самого близкого человека — мамы;
- малыш начинает «схватывать» информацию и может развиваться с младенчества;
- организация занятий дисциплинирует родителей, которые учатся правильному распределению своего времени с пользой для малыша;
- возможность адаптации для ребенка под условия его воспитания и окружения — самостоятельное создание карточек с учетом семейных реалий;
- всестороннее развитие малыша.
Вред и минусы
Некоторые плюсы могут оборачиваться и минусами. Например, время, затрачиваемое занятыми родителями на изготовление собственных карточек и обучение с их помощью малыша, может занять довольно длительный промежуток.
В методике Домана можно рассматривать такие минусы:
- пассивность ребенка в процессе обучения — он лишь смотрит на демонстрируемые ему карточки;
- формализация обучения, в ходе которого показываются одни и те же карточки много дней, до того как начинается их замена;
- в дальнейшем могут возникнуть проблемы с обучением чтению и письму, так как до этого использовались лишь визуальные образы и слова, описывающие их;
- методика подходит лишь для малышей, а дети старше трех лет неохотно ее воспринимают.