Конспект логопедического занятия «звук и буква н»
Содержание:
Как правильно написать имя существительное
Чтобы не запутаться, выбирая правило, надо разобраться, от какого слова и как образовано разбираемое слово.
Имя существительное с НН
- Если образовано от существительного, корень которого заканчивается буквой Н, с помощью суффиксов, начинающихся на Н (-ник-, -ниц-), то пишем удвоенную согласную: дружиНа – дружиН-НИК, придаН-ое – беспридаН-НИЦ-а.
- Если образовано от прилагательного или причастия, в которых уже было НН: коНН-ый – коНН-иц-а, плеНН-ый – плеНН-ик, послаНН-ый – послаНН-ик.
Имя существительное с Н
Слова, образованные с помощью суффиксов –ИК-, -ИЦ-, ОСТ- от прилагательных (отыменных или отглагольных), имеющих в составе одну Н:
ветреН-ый – ветреН-ОСТь, ветреН-ИК, ветреН-ИЦа; дровяН-ой – дровяН-ИК, маслеН-ый – маслеН-ИЦа, смышлеН-ый – смышлеН-ОСТь, гостиН-ый – гостиН-ИЦа.
Стихи про букву Н для детей
Подборка стихов про букву Н для детей.
Букву Н промолвить чтобы,Язычок приставишь к Нёбу,Напоешь ее одну:Вот так Новость —Ну и Ну!
***
Кто такая Буква Н?ЗНают Ночь и зНает ДеНь.ЗНают СолНце и ЛуНа,ЗНают ОсеНь и ВесНа.
По секрету вам скажу,Что я тоже с Ней дружу.Жизнь свою я с Ней связал,Ведь зовут меНя Назар!
***
Н — проНырливая Норка,Целый день каталась с горкиВ Новой модНой юбкеИ пушистой шубке.
***
С буквой Н знаком давно —С детства мне твердят:«Но-но!»А подрос, теперь в ответЧасто слышу слово:«Нет!» «Не хочу!»А мама: «Надо!»В общем, с буквой Н не ладим.Стёр бы Н из алфавита,Но меня зовут Никита…
***
КараНдаш возьмём в ладошки,С Н Напишем «Нос» и «Ножки».Ночь Настала, Надо спать —Буква Н НужНа опять.
***
Смотрим, думаем недолго:Ножки — две, по центру — полка.Этажерка между стен,Так запомним букву Н.
***
На Нос Ношеный НосокНацепив НаискосокБуква Н легла в кровать,Чтоб Назавтра Не хворать.
***
Неуклюжий носорогНосит новенький носок —Несказанную красуНе на ножке — на носу!
***
Я НеНавижу слово — Нет!Не НужеН мНе его запрет!И мне Не Нравятся, друзья,Словечки гНусные —
«Нельзя», «Не лезь!»,«Не Надо!», «Не вертись!»,«Не Ной!», «Не бегай!»,«Не дерись!»
СплошНые «Не» и заграждеНияС утра мНе портят НастроеНие;А скучНое словечко — «Надо!»-Не обещает мНе Награды:
Оно всегда мНе портит дело,Оно мНе очень Надоело!А вот, — «Не буду!», «Не хочу!» —Я с удовольствием кричу.
***
Носорог Носки НаделИ обул ботиНкиИ Незнайку покаталНа широкой спиНке.
***
НожНиц мНого купят НиНе,В деНь рождеНья в магазиНе.Будет НиНа у камиНа,Резать длиННые штаНиНы.
***
Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла,Норку в норке не нашла.Если в норке нету норки,может, норка — возле норки?Нет нигде. Пропал и след.Норка — здесь, а норки — нет!
***Нерпа Нежится на льдинеИ мечтает о Налиме.Но Налим живет в реке,Он от Нерпы вдалеке.
***
Нашла Ножницы Наташа, Стала НиНу подстригать,А ее подруга Маша,Стала Надю Наряжать.
***
Носки одевают на пяткиИ взрослые, и ребятки,Но нету на свете носковДля носиков и носов.
***
Буква Н схватила ноты,Но играть ей не охота.
***
Наполеон
Наполеон был грозный враг,Но не боюсь его атак.Мы за обедом поглядим,Как быстро я расправлюсь с ним.
***НАША НЮРА под кроваткойС котиком играет в прятки.НЕПОСЕДА так и скачет,Поясок за спинкой прячет.Кот мурлычет, хвост трубой. —НЕ угнаться за тобой!Котик сунул НОС в НОСОК…НЕ НАШЁЛСЯ поясок!
***
Незабудки небесного цветаВова в день рожденьяМаше подарил,В первый день июля, в самый разгар летаВ лес за незабудками он с утра сходил.
***
Нарвал – животное-загадка,Окутанное древней тайной,О нем легенды странныеХодят не случайно,
Они гласят, что где-то естьНа свете чудный зверь такой,Похожий внешне на коня,Но с необычной головой,
Украшенною длинным рогом,И звать его Единорогом,Но в тех легендах правды мало,Нарвал не конь, скорей – дельфин,
В холодных северных морях живут нарвалыСреди снегов и льдин.И рог – не рог, а длинный клык,Прямой и крепкий, словно штык.
***
Небо Низко Наклонилось.Мышка в Норке затаилась.У неё устали НожкиУбегать от страшной кошки.
Нас Накрыла Ночи тень,Завтра будет Новый день.Раз-два-три-четыре-пять,Букву «Н» нам надо знать!
***
Н – Незабудка
Незабудка здесь растёт,Погляди-ка на неё!Раз увидишь даму ту –Не забудешь красоту!
***
Навоз пахуч, но не духи.А без него дела плохи.Добавишь ты навоза в грядки –И с урожаем всё в порядке.
***
***
Какой стих про букву Н понравился вам больше всего?
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Посмотрите на меня,повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде на занятиях, в игре
Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.
Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Немое кино» мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки — догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки)- дети их озвучивают: а, у, о, и, ы.
Логопед: Ребята, какие это звуки?
Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии? (м, мь)
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
2. Знакомство со звуками «Н», «Нь». Характеристика звука.
Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки):
Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.
У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)
Ребята отгадайте 2-ю загадку:
Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)
Логопед: А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)
Логопед: Можно пропеть звук Н? Что участвует в произнесении звука Н? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)
В слове слон, последний звук Н согласный, твёрдый. А в слове конь — какой последний звук? (Нь). Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.
3. Игра «Какой звук?». Определить твердость и мягкость звуков «Н», «Нь»в словах: нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове, зеленый-мягкий)
4. Звуковой анализ слова кони. Составление схемы слова.
Дети составляют схему на столах, логопед на доске.
5. Знакомство с буквой Н. Показ и рассматривание буквы.
Логопед: На что похожа буква Н? Выкладывание буквы из палочек, спичек, мазаики (на выбор)
5. Чтение слогов.
НА, НО, НУ, НИ, НЫ
АН, ОН, УН, ИН, ЫН
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»
6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24
Задание №4 «Заполни клетки по образцу».
Пальчиковая игра «Карандаш»
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу».
7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа «Нос».
Логопед: Послушайте интересную информацию о разных носах.
У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие — свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы — трюфели.
Логопед: Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон).
Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.
А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.
В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв — это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.
У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев).
8. Итог занятия.
Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна
Сказка про букву Н
Буратиний нос На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он — Буратино. Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
— Надоело мне этот Буратиний нос делать,— бурчит Никита. — Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается! Надулся Никита.
— Наклею его лучше прямо на голову.
Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
— Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.
(Г. Юдин)
Буква «Н»
Веселые стихи
* * *Нос сует свой Игорек
То в варенье, то в медок. Ой, боюсь я, как бы нос К банке с медом не прирос. * * * Н – натянутая сетка. Сетку стойки держат крепко. Во дворе нам целый день В бадминтон играть не лень. * * * Там я букву Н найду, Где гамак висит в саду. В. Степанов На букве Н я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки! Е. Тарлапан |
* * *Н– натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор – Поиграем в волейбол. * * * Нина шила маме платье, Не вставала целый час. Не годится маме платье, Но… для куклы в самый раз. * * * Ниже планку ставлю я, Прыгай, доченька моя. Г. Виеру |
Пословицы и поговорки
1. Не все то золото, что блестит.
2. Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.
3. На ловца и зверь бежит.
4. Ни в сказке сказать, ни пером описать.
5. Нет никакого имущества дороже друга.
Игры
Игра «Назовите антонимы».
Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).
Игра «Подбери слово».
Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).
Игра «Волшебная цепочка».
1. Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
2. Как из ночи сделать день?
Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.
Игра «Доскажи словечко».
– Где купили вы, синьорЭтот красный помидор? | Собаки, не троньте верблюда,Для вас это кончится худо: | |
– Вот невежливый вопрос,Это собственный мой… (нос).* * *
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для… (нас). * * * Кто один имеет рог? Отгадайте! … (Носорог). |
Он ловко дерется с врагамиСвоими большими… (ногами).* * *
А петух с колючим ежиком Режут сало острым… (ножиком). |
|
Игра «Слоговой аукцион».
1. К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
2. К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).
Игра «Слоговое лото».
Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.
О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.
Игра «Анаграммы».
Насос (сосна), накат (канат), норма (роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).
Игра «Отгадай слова».
н – – н –
н – – – н – –
н – – – – н – –
н – – – – – н – – – –
н – – – – – – н – – – –
н – – – – – – – н – – – – – –
О т в е т : 1. Но, нос, ноша, насос, ноготь, новости.
2. Дно, снег, жнец, знание, индеец, институт
Игра «Малышки-коротышки».
Мы – малышки-коротышки,Будем рады, если ты | Поразмыслишь и отыщешьИ начала и хвосты. |
О т в е т : поднос, носорог, носок, занос, сноска, перенос, разносить, носилки, обносчик и др.
Кроссворд
Прочитайте, что написано в таблице
О т в е т : С новым годом!
О т в е т ы : наука, Наташа, находка, надежда.
Перевертыши
На доме чемодан. Наган. На вилах ехал иван.
Нажал кабан на баклажан.
Шарады
С буквой Н,мои друзья,
Ничего не значу я, Н на С перемените – Смело в суп меня кладите. Не берите с буквой М – Я пальто у вас поем. (Ноль – соль – моль.) |
Задачу ты решишь свободно:Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца – Во мне увидишь что угодно. (Нос – сон.) |
Загадки
Если хорошо заточен,Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, рыбу, мясо, Свеклу, яблоки и масло. (Нож.) Наши братья шили платье. Был царем один из братьев Он корону надевал, Но в труде не отставал. (Наперсток.) Г. Виеру |
Мы на них стоим и пляшем,Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут. Подскажи, как их зовут. (Ноги.) Он бывает самым разным: Добрым, вредным, гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.) |
Эту толстую игрушкуНе уложишь на подушку.Знать, пример взяла с лошадки:Стоя спать, а не в кроватке!
(Неваляшка.) Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (Нос.) У кого днем один глаз, А ночью – много? (Небо.) Г. Виеру Пять ступенек – лесенка. На ступеньках – песенка. (Ноты.) Т. Белозеров |
Есть очень много рогачейВ зоопарке и в лесу.У всех рога на голове,У одного лишь на носу.
(Носорог.) Два кольца, два конца, Посередине гвоздик. (Ножницы.) Голубая простыня Весь свет покрывает. (Небо.) |
Ход образовательной деятельности:
1. Ребята, здравствуйте
Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
2. Орг. момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
3. Ребята, у нас с вами сегодня необычный день. К нам в гости пришла принцесса, зовут ее Ната. Но сейчас она очень расстроена. Ната несла вам подарки в необычном чемоданчике, но пока она шла к нам в детский сад, забыла каким ключом можно открыть этот чемоданчик. Поможем Нате найти нужный ключ? (Ответы детей). Чтобы узнать какой ключ подходит, нам нужно выполнить задания. Вы хотите помочь принцессе выполнить задания? (ответы детей).
4. Предлагаю вам сначала размяться и подготовиться к трудным заданиям Наты. Будем с вами «боксировать». Внимательно слушайте и повторяйте за мной,четко произнося слоги: НА-НО-НУ-НЫ-НЭ.
5. «Сядет первым тот…»
— Ребята, предлагаю вам сесть за стол, но первым на место сядет тот,кто продолжит предложение:
произносим и слышим мы (звуки)
читаем и пишем? (буквы)
какой первый звук в слове Ната? ()
-Правильно!
6. «Поймай звук».
— Ребята, нам с вами нужно поймать звук . Я буду произносить разные звуки, слоги, а вы, когда услышите звук хлопните в ладоши. (Дети выполняют задание). Предлагаемые звуки: Д-К-Н-С-Т-П-Н-Л-Н*Предлагаемые слоги: ОН- ЛА- НУ- ДЫ- ТО- АМ- НЫ и т. д.
— Молодцы, вы поймали все звуки .
7. «Звук »
— А какой этот звук? Давайте расскажем Нате все, что мы можем знать об этом звуке. Произнесите звук перед зеркалом. У этого звука есть преграда, значит как он называется? (согласный). Его мы произносим твердо или мягко? (твердо). Выставить маркер твердого согласного звука. А как мы его произносим звонко или тихо? (звонко)
Звук — согласный, звонкий, твердый. Никита (Олеся, Соня, Катя.) – расскажите какой звук ? (Дети описывают)
Молодцы. Правильно!
6. «Найди звук!»
— В конверте картинки. Как вы думаете, какой звук мы с вами будем искать? — Звук .
— Правильно. Нужно выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук . (Дети выполняют задание, прикрепляя к доске правильно выбранные картинки).
7. «Звуковой поезд»
— Для этого задания нам с вами нужно подойти к доске. Что вы видите?
— Поезд.
— Все правильно это «звуковой» поезд.Поезд состоит из трех частей: есть начало, середина и конец. Так же как и в слове есть начало слова, середина слова и конец слова. Я буду называть слова, а ваша задача определить, где же спрятался звук в начале слова, в середине слова или в конце слова. И складывать синий круг в нужный кармашек. (Дети выполняют задание. Вкладывая в нужные кармашки символ звука )
8. Физкультминутка. «Профессии»
Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)
Плащ портниха шьет. (Махи руками)
Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)
Сталь кузнец кует. (Хлопки)
Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)
Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)
Что же делать будет, (Поднимание плеч)
Наша детвора?
Вот закончена игра, нам на стульчики пора.
9. Разрезные картинки с буквой Н.
Ребята, следующее задание для вас – собрать картинку. Что у вас получилось? (ответы детей)
Вы собрали букву Н. В алфавите ее произносят ЭН, а при чтении мы произносим звук .
Посмотрите, из каких элементов состоит буква Н. (состоит из трёх элементов.)
У вас на столе лежат счётные палочки, выложите из них букву Н (дети выкладывают букву Н).
10. Упражнение «Составь слог».
Перед вами лежат буквы. Я буду произносить слог, а вы попробуйте составить из этих букв слоги. НА-НО-НУ-НЫ-НЭ-ОН-УН-АН
Молодцы!
11. «Составь слово – составь схему»
Предлагаю перейти к самому сложному заданию. Давайте из букв составим слова.
Посмотрите на картинку. Что это?
— Нос.
Выложите на столе слово нос. Какая первая буква, вторая третья? А теперь под словом составим его схему (дети выполняют задание). Молодцы! Предлагаю еще одно слово- Ната. Так зовут нашу гостью. (дети выполняют задание).
Молодцы, ребята!
12. «Пластилиновая буква»
Ната предлагает написать букву Н пластилином. (Дети выполняют задание).
Итог.
Ребята, какой новый звук мы сегодня с вами узнали?
А с какой буквой познакомились?
Посмотрите теперь на ключи и догадайтесь, каким ключом мы сможем открыть дверь?
На какую букву похож этот ключ? (ответы детей)
А какие задания показались трудными?
Сказки и шарады с буквой Н
Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:
«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая. Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет! Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать. Какая неуживчивая буква! Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?
Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался! Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной! И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой! Нужной! Нежной! Находчивой! Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»
Шарады:
Шарада Буквы Н
С «Н» — он детям ночью снится, С «К» — в жару дает напиться. (сон — сок) С «Р» — вас сыпью награждает, С «Н» — на скачках побеждает. (корь — конь) Я не пройду в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяю Л на С — И листья леса все завянут. (олень-осень)
Ход занятия
1. Разминка для ума.
Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).
Теленок – (в хлеву)
Бельчонок – (в дупле)
Зайчонок – (под кустом)
Медвежонок – (в берлоге)
Лисенок – (в норе)
Вороненок – (в гнезде).
2. Повторение пройденного.
Артикуляционная гимнастика.
Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)
Новый дом высотный строит.
Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)
Новоселы въедут в дом.
3. Новый материал.
— Дети,отгадайте загадку:
Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда раскинут
Над тобой и надо мной
То он серый, то он синий,
То он ярко- голубой. (Небо)
— На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)
Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):
Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…
Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.
(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н»и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)
Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.
4. Закрепление нового материала.
У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.
Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:
Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.
Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит,сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»
Воспитатель: — Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.
Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н»и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.
Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.
Например: — Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа
(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)
После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.
(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).
Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».
Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.
Педагог задает вопросы:
— Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».
(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)
— Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)
Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».
(- Над зайчонком живет бельчонок).
Физкультминутка
А сейчас мы превратимся в зверей и птиц.Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.
— Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)
— Превратимся в воронят и. полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящих воронят.)
— А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)
— Превратились в лягушек и прыгаем, как они.
— А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)
— А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем. Знакомство с буквой
Знакомство с буквой.
У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.
— Кого можно услышать? (Звук «Н»)
— Кого можно увидеть? (Букву «Н»)
Познакомьтесь! Вот она буква «Н».
Буква «Н» как лесенка,
Все движемся вперед,
Как лесенка, чудесенка,
В мир знаний нас зовет!
5. Заключительная часть.
Ход занятия.
Организационный момент.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Воспитатель.Отгадайте загадку:
Меж двух светил
В середине я один.
Дети. Нос.
Дыхательная гимнастика.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо —
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Воспитатель. Ребята,скажите: какой звук вы услышали в слове НОС.
Дети. Звук .
— Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук .
— Губы у нас сомкнуты или разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами?
Дети. За верхними.
— А теперь произнесите звук .
— Губы у нас тоже разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
— А язык за нижними или за верхними зубами?
Дети. За нижними.
— Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить и . —
— Что у нас с голосовыми связками происходит?
Дети. Вибрируют.
— А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка?
Дети. Кончик языка мешает.
— Ребята, звук – какой это звук: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый?
Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.
— Повторите звук .
— Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук ?
Дети. Твёрдый согласный звук обозначаем синим цветом.
— А как будет звучать мягкий согласный ? Повторите его.
— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук ?
Дети. Мягкий согласный звук обозначаем зелёным цветом.
— Правильно!
— А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук». Девочки хлопают на звук , а мальчики топают на звук .
Игра «Поймай звук».
— из ряда звуков: Р, О, Н, С, У, Н, Нь, Т, Е, Нь, Л, Т, К, Й, Нь, Н, К, И.
— из ряда слогов: Па, На, Он, Ра, Ар, Но, Ка, Ил, Уа, Пу, Ут, Ни, Ань, Онь.
— из ряда слов: Роль, Ноль, Лопата, Сон, Моль, Калина, Нитка, Сом, Коньки.
— Молодцы! Справились с заданием!
Игра «Найди предмет со звуком и .
— Ребята, а теперь попробуйте найти и назвать предметы со звуком и .
— Давайте сядем за стол. Перед вами лежат домики с тремя окошками. Эти домики обозначают слова. Первое окошко – начало слова, второе – середина, третье – конец слова. Я сейчас вам буду называть слова, а вы определите в каком месте слова есть звук или . СЛОН, НОСКИ, КОНЬКИ.
Звукобуквенный анализ слова САНИ, НОС.
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят … САНКИ!
— Маленькие – САНКИ, а большие – САНИ.
— Составим схему слова САНИ.
— Сколько слогов в слове САНИ? (похлопали)
Дети. Два слога.
— Какой первый слог?
Дети. СА.
— Какой первый звук в этом слоге?
Дети. Звук .
— Дайте ему характеристику.
Дети. Согласный, глухой, твёрдый.
— Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается синей фишкой.
— Какой второй звук в этом слоге?
Дети. Звук .
— Дайте ему характеристику
Дети. Гласный звук.
— Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается красной фишкой.
— Какой второй слог в слове САНИ?
Дети. Слог НИ.
— Какой первый звук в слоге НИ?
Дети. Звук ,
— Дайте характеристику звука .
Дети. Согласный, звонкий, мягкий.
— Какой второй звук в слоге НИ?
Дети. Звук .
— Дайте характеристику звуку .
Дети. Гласный звук.
— Молодцы!
То же самое со словом НОС.
Физминутка «Собрались мы все в кружок»
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. С мячом.
Темный – светлый
Короткий – … (длинный)
Холодный – … (теплый, горячий)
Пасмурный — … (ясный, солнечный)
Ветер — … (безветрие, тихая погода)
Заморозки — … (оттепель)
Зимний — … (летний).
Знакомство с буквой Н.
— Ребята, есть звуки и . Мы их говорим, слышим. А есть буква Н, в которой живут звуки и , которую мы пишем и читаем.
— А на что похожа буква Н?
Дети. На гамак, лесенку и т. д.
— Из каких элементов состоит буква Н?
Дети. Из двух длинных палочек и одной короткой.
— Давайте выложим букву Н из счетных палочек и напишем её на манной крупе.
— А теперь, сядем за стол, возьмем ручки и попробуем ее написать в воздухе.
— Пропишем букву Н в тетрадях.
— Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
— А о какой букве?
— А что для вас было самым сложным?