Конспект занятия «буква «ы» и звук [ы]»
Содержание:
- Точки над Ы
- Изучение азбуки тактильно и в действии
- Базовый материал, который требуется для повторного изучения
- Прописная Ы не нужна ?
- Ы – новая и особенная
- Операция над Ы
- Задание для дошкольников: печатная буква Ы
- Методические приемы для запоминания буквы Ы
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий — Конспект занятия «Звук [ы] и буква Ы»
- Немного грамматики
- Сказки про букву Ы
- Ход занятия
- Выбирайте образовательный сайт «Школково» для качественной подготовки к аттестационному тестированию по русскому языку!
- Почему Ы не бывает первой?
- Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления
- Дидактические игры с буквой Ы, задания с иллюстрациями
- Постановка звука
Точки над Ы
Откуда такая фраза, если над Ы точки нет? Ладно в украинском языке можно ставить точки над «і», а причем тут Ы. И что это вообще за занятие такое – расставлять точки.
Оказывается, такое занятие действительно было. Сама фраза о расставлении точек родилась во времена, когда писцы переписывали текст курсивом, и для скорости, а также для красоты, писали, не отрывая пера. Таким образом, сначала писалось предложение или целая часть текста, а заключительным этапом было расставить точки.
Однако, оказывается, эта фраза еще недостаточно полна, поскольку точки расставлялись не только над, но и в других местах слова, не только над «і», и не только точки.
Почему говорят о точках над Ы? Сейчас, пусть не в современном русском языке, но можно встретить слова со старой конструкцией, такие как калмъік, упъірь, рабъіни, где по сути нужны точки на Ы.
Как много точек бывает над словами? В финском над одним словом, например, из 12 символов, может стоять 10 точек.
Где еще ставят точки? Точки ставят не только сверху. В каталонском, к примеру, точки ставятся между буквами одного слова, а во вьетнамском – внизу под буквой. Там же, во вьетнамском, кстати, кроме точек распространены самые разные значки: похожие на галочки горизонтальные и вертикальные, похожие на знак ударения с разным наклоном, значок, похожий на апостроф, а также их совмещение.
А некоторые народы в своих языках использую знаки перечеркивания своих буков. Нам это странно, но у каждого носителя своя историю. Многим кажутся странными наши «ножки» в буквах Щ, Ц, Д, а нам покажутся странными такие же «ножки» в казахском у буков К и Н.
Интересная и познавательная статья
Очень интересная и познавательная статья. Спасибо автору.
Буква «ы» — особенная. Не такая как все! Интересная статья!
Ы – серия грузовых паровозов, производились в России в 1910-20-х гг. Ы – голый вепрь, из книги Стругацких «Трудно быть богом» Ыал-Усуга — посёлок в Якутии Ыб – село в респ. Коми Ыгуамока — река в Нигерии Ыгыатта — река на западе Якутии, левый приток Вилюя. 601 км. Ыджид – порог на реке Ухте Ыджид-Яг –деревня в респ. Коми Ыджыдпарма — возвышенность на Сев. Урале; Коми. Ыйбён -в средневековой Корее народное ополчение Ыйзу – поселок и железнодорожная станция в Эстонии Ыйсмяэ – район Таллина Ыйсон – село и железнодорожная станция в Южной Корее Ыкштыма – тушеная фаршированная утка в Туркмении Ылаш –навес над котлами у башкир Ыллымах — посёлок и три реки в Якутии Ылыджа – город в Турции Ымыяхтях — посёлок в Центральной Якутии Ында-Сылласе – город в Эфиопии Ындыбыр – насел. пункт в Эфиопии Ынлу – эскимосская землянка Ынталы — озеро и село в Казахстане Ынторсура-Бузэулуй – город в Румынии Ыныкчанский – старательский поселок в Якутии (упразднен в 2008г) Ынырга – село, Алтайский край Ыомжу – железнодорожная станция в Пхеньяне Ыппыт — молочно-товарная ферма в Якутии Ыр — общее название песен у некоторых тюркских народов. Ырашпулых – деревня в Чебоксарском районе Чувашии Ырбан – село, Тува Ыргак – деревянная вешалка, прикрепленная к балке крыши в карачаевском доме Ыргактыг-Хову – поселок, республика Тува Ыргэн-Шар – поселок, респ. Коми Ыргыз – деревня в Самарской обл., газета в Башкирии, река и поселок в Казахстане. Ыргырон — корякский ансамбль народной музыки Ыру – поселок в Эстонии Ырчи — народные сказители у кумыков в Дагестане, исполняющие ыр Ыспарта – область и город в Турции Ыстаннах — остров на реке Лена Ыстаннах-Хочо – поселок в устье Олёкминской протоки Лены Ысыах – якутский праздник встречи лета Ыт-Юрях – река в Якутии Ытык-Кюёль – село в Якутии Ытык-хая (Сургуев камень ) — гора в Якутии на берегу Лены Ытыккельское – озеро в Якутии Ытымджа — река на юге Якутии
Источник статьи: http://russkiy-pravilno.ru/bukva-y/
Изучение азбуки тактильно и в действии
Детям легче принимать новую информацию, когда она демонстрируется наглядно и в действии. Эффективное запоминание литер происходит в тактильных упражнениях и в заданиях образного их изображения. Юный ученик быстро вовлечется в процесс обучения, для него это будет интересная и посильная игра. Упражнения могут дополняться любыми творческими интерпретациями в соответствии с педагогической задачей и индивидуальными особенностями ребенка.
Тактильные упражнения
Запоминание устного материала может стать для дошкольника трудным испытанием, если опираться только на слуховую или зрительную информацию. Если задействовать в изучении азбуки еще и тактильные ощущения, то можно получить дополнительный канал восприятия информации. Ребенку проще получать и усваивать информацию о предмете, если он его ощущает, изучает пальчиками.
Ориентировочный список тактильных упражнений:
- «шершавые согласные и бархатные гласные»: вырезанные из шершавой и бархатной бумаги буквы, которые на ощупь с закрытыми глазами малыш будет узнавать, различать, называть;
- рисование пальцами на песке или манке;
- объемные буквы: тканевые (из фетра), мягкие пазлы, деревянные вкладыши;
- тактильная проекция: взрослый рисует контур буквы на ладони малыша или спине, а он угадывает и воспроизводит на бумаге№
- обведение пальцами букв на карточках.
Образное изображение
Азбука успешно запоминается в процессе непосредственных игровых действий с ней. Развивающим и обучающим эффектом в этом возрасте обладают изобразительные методы конструирования и воссоздания образов реального мира своими руками. Образное изображение литеры позволяет запоминать элементы, из которых она состоит, их пространственное расположение.
Упражнения на изображение графического образа «Ы»:
- пластилиновый конструктор – лепка по образцу из пластилиновых линий, кружков, полукругов, других деталей;
- изображение счетными палочками, маленькими кубиками или другими мелкими предметами (пуговицами, фасолью);
- штриховка;
- рисование пальчиковыми красками;
- выкладывание гвоздков или кнопочек на полотне мозаики;
- приклеивание ниточек по контуру;
- ассоциации: сравнение и рисование образов букв в виде предметов окружающего мира.
Такое «прощупывание» литеры, практическое создание всех ее графических деталей, складывающихся в цельный облик, позволяет легко выучить и запомнить ее визуальную конструкцию и особенности написания.
Базовый материал, который требуется для повторного изучения
Чтобы точно знать, в каких случаях после приставок будет писаться буква -и, а в каких -ы, рекомендуем освежить в памяти основные правила.
Необходимо усвоить!
Написание буквы -ы в соответствии с произношением вместо -и осуществляется после русских приставок, которые оканчиваются на согласную, за исключением меж- и сверх-. Например, искать-разыскать. В качестве исключения из этого правила стоит отметить слово взимать.
Написание буквы и- необходимо осуществлять в следующих случаях:
после иностранных приставок контр-, дез-, пост-, супер-, транс-, пан-, суб-. Например, контригра;
после приставок сверх- и меж-. Например, межиздательский;
после приставок, которые оканчиваются на гласную, согласно произношению
Например, выиграть.
Важно! Это правило правописания букв -ы и -и после приставок неприменимо к сложносокращенным словам. Например, спортинвентарь.
Прописная Ы не нужна ?
Эта буква то и дело сталкивается с разного рода дискриминациями: некоторые специалисты считают, что пропись Ы должна учитывать только строчную Ы, ведь слов на нее нет. В ряде прописей для первоклассников можно заметить, что встречается только маленькая письменная Ы, так как будто заглавная буква Ы не существует вообще.
Многие могут вспомнить, как на уроках, когда изучалась прописная буква Ы, отсутствовала в учебнике и во вспомогательных материалах большая буква Ы, как во всем алфавите при изучении прописи все буквы стояли по парам, и только Ы прописная и еще мягкий и твердый знаки скромно стояли без пар, только маленькие.
Сейчас же в интернете можно встретить на форумах в общении между родителями просьбы помочь найти, как пишется прописная буква Ы.
На самом деле очень странно не учить писать большими все буквы, включая твердый и мягкий знаки, ведь эти знаки, так же как и прописная Ы образец лишили бы сомнений по поводу написания, например, слова в верхнем регистре по какой-либо причине, например, для передачи художественной выразительности.
Ы – новая и особенная
Всю неоднозначность изучения этой буквы, включая пропись Ы можно объяснить тем, что Ы для алфавита относительно новый элемент. В основе нашей азбуки лежит греческая, однако там ее нет. Нет Ы и в древних кириллических текстах. Каждая кириллическая буква имеет числовое значение, Ы – не имеет.
Если мы сейчас считаем странным то, что большая буква Ы прописью в некоторых прописях отсутствует, то давайте вспомним, что до 14-го века у Ы вообще не было своего начертания. Звук передавался знаками Ь (ерь) или Ъ (ер) + I или И. Она считалась неразрывной конструкцией, хотя состояла из двух символов, и называлась «эры» (ер + и), и только позже появилась привычная нам Ы письменная, то есть два символа объединились в один. Так Ы приобрела свой независимый статус, пусть даже только строчная буква Ы.
Ы не только новая для алфавита, она так и не появилась в других родственных алфавитах: даже маленькая Ы пропись отсутствует во всех славянских, кроме белорусского, алфавитах.
В некоторые она так и не пришла, из некоторых, например, болгарский и сербский, была исключена. В украинском на месте Ы употребляется И, а на месте русского И – I. Как И с точкой для украинского алфавита, Ы является своего рода идентификатором русского. 29-я в русском и 28-я в белорусском алфавитах, она по сути уникальна.
Операция над Ы
12 марта лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил с инициативой убрать букву ы из русского алфавита. Эта буква, по мнению Владимира Вольфовича, является «гадкой», пришедшей «от монгол».
«Убрать эту букву гадкую, это азиатчина, нас за это не любят в Европе… – цитирует лидера ЛДПР РИА «Новости». – Это от монгол к нам пришло, ни в одном европейском языке буквы «ы» нет. Гортанный звук, это звери так говорят: «ы-ы». «И» – все, достаточно»».
Откуда же на самом деле взялась буква ы и нужна ли она нам?
Энциклопедия «Русский язык» рассказывает, что двадцать девятая буква русского алфавита (название ее употребляется как существительное среднего рода: прописное ы, строчное ы) по начертанию восходит к букве кириллицы «еры» (а вовсе не к монгольскому письму). А в кириллице она произошла из составного знака ъ + I (еръ + и), откуда и ее старое название – «еры». С XV века знак ъ в этой букве заменяется знаком ь.
Буква ы обозначает в русском языке (с точки зрения Московской фонологической школы) фонему <и> и твердость предшествующего согласного. Если мы предположим, что буква ы исчезнет из русского алфавита, тогда слова мышка и мишка на письме никак не будут различаться. Или надо будет придумывать специальные буквы для обозначения парных по твердости-мягкости согласных.
А есть ли буква ы в алфавитах других славянских языков?
Да, буква ы есть в белорусском алфавите. В основанных на кириллице современных алфавитах других славянских языков она отсутствует (из некоторых была исключена, но не из-за неблагозвучности, а по причине исчезновения звука, который она обозначала). Таким образом, буквы ы уникальна именно тем, что из всех славянских языков ее сейчас используют только русский и белорусский.
Какие сложности русского правописания связаны с буквой ы?
1. Правило, известное с начальной школы: «жи-ши» пиши с буквой и. После букв ж, ш, ч, щ пишется буква и и не пишется ы (в том числе на стыке морфем), например: жир, рыжик, камыши; межиздательский, межинститутский, межигровой.
2. Написание и/ы после приставок. Буква ы пишется после русских приставок, кончающихся на согласный: безысходный, сыскать, предынфарктный, предыстория, розыск. Исключение – приставки меж- и сверх-, после которых пишется и: межиздательский, сверхинтересный. Буква и пишется после приставок иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, а также после начального элемента пан-: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постинфарктный, панисламизм
Обратим внимание: слова предынфарктный и постинфарктный пишутся по-разному (в первом слове русская приставка, во втором – заимствованная)
3. Написание и/ы после ц. После ц буква ы пишется в окончаниях существительных и прилагательных и в суффиксе прилагательных -ын, например: птицы, огурцы, Люберцы, белолицый, сестрицын, лисицын, Троицын день, а также в словах цыган, цыкать, цыпленок, цыпки, на цыпочках, цыц (междометие) и в производных от них. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цинк, медицина, цирк, цифра. Почти все слова, где после ц пишется в корне и, – заимствования
Важно помнить: в русских фамилиях после ц может писаться как ы, так и и – в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах. Ср.: Солженицын, но Ельцин, Вицин
Фамилию надо писать так, как она зафиксирована в паспорте.
Потренироваться в написании и/ы после ц вам поможет Учебник ГРАМОТЫ.
Вопрос из «Справочного бюро»: есть ли в русском языке слова на букву ы?
Слова на букву ы в русском языке есть, но их немного. Вот они: ыр (песня у некоторых тюркских народов), ыкать (произносить звук ы), ыканье (произнесение звука ы), ых (междометие). Кроме того, само название буквы ы, как сказано выше, является словом – несклоняемым существительным среднего рода ы. На букву ы начинаются некоторые иноязычные имена собственные.
На букву ы раньше уже покушались?
Да, но не на саму букву, а на написание ее после ц. Среди предложений несостоявшейся орфографической реформы 1964 года – писать после ц всегда и (зайци, огурци, овци). Предложения лингвистов тогда не были приняты, судьбу реформы во многом определили письма разгневанных граждан и журналистские публикации. Читатели писали в газеты грозные письма, в которых клялись, что, если огурцы превратятся в огурци, они перестанут их есть.
Теперь судьба российских огурцов снова висит на волоске?
Задание для дошкольников: печатная буква Ы
После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.
Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.
При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.
Методические приемы для запоминания буквы Ы
Главная задача на этапе знакомства с буквой Ы – запечатлеть в памяти графический образ, научить распознавать его, соотносить со звуком . Сначала малышу необходимо запомнить пространственную конфигурацию, затем закрепить, регулярно повторяя на последующих занятиях.
Методы запоминания буквы Ы не будут отличаться от тех, что использовались при изучении других гласных звуков. Классическими приемами запоминания можно воспользоваться и здесь.
- Графический анализ (определение частей, из которых состоит буква Ы: две палочки, полукруг).
- Визуальное сравнение с другими литерами (И, Ь, Ъ: чем схожи и чем отличаются).
- Мнемонические приемы: на что похожа?
- Поиск буквы: в картинках, текстах, цепочках, домиках.
- Воспроизведение образа тактильными, изобразительными способами.
- Прописывание, печатание, обводка шаблонов буквы Ы.
- Фонематическое вычленение слов с из устного текста.
Положительные результаты ожидаются при сочетании разных приемов. Малыш должен видеть, слышать, ощупывать букву. Задействовав несколько органов чувств, взрослый помогает усваивать информацию быстро, интересно, легко. При таком комплексном подходе развивается креативность мышления дошкольника, позволяющая узнавать символы в усложненных модификациях: перевернутыми, в зеркальном виде, недорисованными.
Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий — Конспект занятия «Звук [ы] и буква Ы»
Публикация «Конспект занятия «Звук и буква…»
Тема: Звук и буква Ы. Тип занятия: подготовка детей к обучению грамоте. Цель: Знакомство с буквой Ы Задачи: Коррекционно-образовательные: — познакомить детей со звуком и буквой Ы; — уточнить произношение звука ; — выделять звук из состава слова; — упражнять в…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия «Подготовка к школе. Буква »
План занятия 1. Обучение чтению. Слово как часть речи. 2. Обучение чтению . Звук и буква И, Ы. 3. Подвижная игра. Дни недели. 4. Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук И. 5. Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Место звука Ы в словах. 6. Массажная пауза. Мой мизинчик, где…
Конспект занятия по обучение грамоте «Звуки — »
ЗВУКИ «Ы — И». ЦЕЛЬ: Дифференциация гласных звуков «Ы», «И». Выделение гласных звуков «Ы», «И» в середине и в конце слов. Звуковой анализ и синтез слогов со звуками «Ы», «И». Развитие внимания, памяти. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Оргмомент. Садится тот, кто назовет гласный звук в словах:…
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук , буква «Ы»
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук , буква «Ы» Задачи: Познакомить детей со звуком , буквой «Ы». Закрепить навыки произношения звука , в слогах, словах, предложениях. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе. Упражнять в…
Буква Ы и звук . Конспекты занятий — Конспект занятия «Звуки и буквы Ы — И»
Статья «Конспект занятия «Звуки и буквы Ы —…»
Звуки и буквы Ы — И Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные рит-мы. 2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу. 3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков — . 4. Познакомить ребенка с…
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук , буква ы»
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Тема: Звук и буква ы Цель: Познакомить детей со звуком , буквой «Ы». Задачи: Коррекционно – образовательные: — Познакомить детей со звуком , буквой «Ы». — Закрепить навыки произношения звука , в слогах, словах,…
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква ы»
Тема: «Звук (ы) и буква Ы». Образовательные задачи: 1. Уточнять артикуляцию звука (Ы) 2. Упражнять в образовании существительных множественного числа. 3. Познакомить с буквой Ы. Развивающие задачи: 1. Развитие слухового внимания и зрительной памяти. 2. Развитие логического…
План-конспект занятия «Звук . Буква Ы»
Цель: Закрепить правильное произношение звука в речи; Задачи: 1. Учить образовывать существительные множественного числа с окончанием . 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Практическое употребление притяжательных прилагательных с суффиксами . 4. Закрепление…
Страницы:
…
Немного грамматики
Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:
- не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
- а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
- после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
- в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.
Правила и исключения
Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое
правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».
С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.
Сказки про букву Ы
В ходе урока дошкольникам можно прочесть сказку про гласную Ы, в которой выявляется ее важность. Также подойдет сказка Г
Юдина с обильным употреблением «Ы» «Крыса Дылда и Пых-пых».
Ее герои мышонок Мыша и цыпленок Цыпа однажды вечером дружно поедали дыню. Но тут появляется еще одна героиня — крыса Дылда. Она в диком страхе бросилась под кровать Мыши. Оказалось, на ее постели кто-то, спрятавшись под одеялом, издает странные звуки: «Пых-пых». Здоровенная крыса Дылда взывала к маленьким друзьям о помощи. Храбрясь, мышонок и цыпленок отправились на разведку. Дылда тряслась под кроватью.
Они вернулись скоро. При этом Мыша вытирал усы. Это пыхтело тесто для пирога, поставленное мамой Дылды в теплое место. Мыша и Цыпа, недолго думая, его съели.
Стихотворение с буквой Ы.
Образец письменного задания для закрепления буквы Ы.
Можно предложить ребенку раскрасить букву Ы.
Пример карточек со словами с буквой Ы.
Ход занятия
Организационный момент.
— Сегодня к нам на занятие пришёл Мышонок. Он принёс нам много игр, в которые мы сегодня с вами поиграем.
— сядет первым тот, кто назовёт слова, начинающиеся на гласный звук.
Сегодня на занятии мы с Мышонком познакомимся с новым звуком и новой буквой.
Отгадайте загадки:
— Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышь)
(появляется картинка)
— Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада,
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их, он -… (бык) (появляется картинка)
— Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …
(Рысь) (появляется картинка)
— Творожку я брат,
Сметанке — сват,
Маслу — племянник,
А молоко — моя мать. (Сыр) (появляется картинка)
— Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (дым) (появляется картинка)
-Мышь, бык, рысь, сыр, дым. Какой одинаковый звук в этих словах? (ы)
— Какой это звук? (гласный)
Поиграем в игру «Помоги мышке достать сыр»
— Произнесём звук пока мышь не достанет сыр.
Поиграем в игру «Светофор»
— Если услышите в слове звук , то покажите красную фишку, если данного звука нет, то покачайте головой.
Дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дыни, бок, тыква.
Знакомство с буквой
Звук обозначается буквой «Ы» (показ буквы)
Выложим букву «Ы»из пальцев:
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
Правую ладонь ребром
Направим также вверх, увы!
Но как же здорово, друзья,
Сейчас прочтём мы букву «Ы».
— А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то,что надо:
Получилась буква «Ы»—
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой, увы.
-Ты — худой, а я — толстяк.
— Ешь поменьше натощак!
Физкультминутка
— Сейчас мы с Мышонком поиграем
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише.
Деревцо всё выше – выше.
Игра «Найди место звука» со звуковыми линейками
— Поставьте фишку на звуковой линейке туда, где находится звук в словах. (в начале слова, в середине, в конце)
Дым, ягоды, дыни, лимоны, сыр, губы, лыжи, банты, улыбка
Составление предложения по картинке
Мышь несёт сыр.
— Сколько слов в предложении? (3)
— Выложите схему.
Звуковой анализ слова усы
-Сколько слогов в слове усы? (2)
-Сколько звуков? (3)
— Назовите первый звук. (У)
— Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
— Назовите второй звук. (с)
— Какой он? (согласный, глухой, твёрдый)
-Каким цветом обозначим? (синим)
— Назовите третий звук. (ы)
— Какой он? (гласный)
-Каким цветом обозначим? (красным)
Самостоятельно выложить схему слова каждому ребёнку. (карточки)
Сыр, мышь, дым, дыня.
Гимнастика для глаз (карточка)
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
Игра «Один – много» (с мячом). В кругу. Педагог бросает мяч и говорит слово, а ребёнок образует множественное число.
Конфета – конфеты,
Лента – ленты,
Тыква – тыквы,
Липа – липы,
Стол – столы,
Дуб – дубы,
Сад – сады,
Ягода – ягоды,
Лимон – лимоны,
Ус – усы.
Игра «Составление словосочетаний»
Подберите слова:
Умный…
Дежурный…
Быстрый…
Старый…
Длинные…
Медленный…
Высокие…
Красивый…
Жёлтая…
Итог занятия:
— С каким звуком познакомились?
— Как называется буква?
— Придумайте слова со звуком .
— Попрощаемся с Мышонком. Досвидания.
Выбирайте образовательный сайт «Школково» для качественной подготовки к аттестационному тестированию по русскому языку!
Чтобы задания, касающиеся правописания букв -и, -ы после приставок, оканчивающихся на согласную, не вызывали особых затруднений при прохождении обязательного итогового испытания, занимайтесь на нашем онлайн-портале. Здесь вы найдете весь материал, который поможет полноценно подготовиться к экзамену. Информация представлена в максимально доступной форме.
Опытные педагоги «Школково» уверены, что, постепенно переходя от простого к более сложному, учащиеся старших классов смогут определить наиболее трудные для себя темы и таким образом улучшить базовые знания. Сначала выпускникам предлагается еще раз повторить основной теоретический материал (правописание приставок, суффиксов и проч.). Сделав это, учащиеся могут ознакомиться с конкретными примерами и попрактиковаться в выполнении упражнений. Обширный банк заданий представлен в соответствующем разделе сайта «Школково». Перечень упражнений постоянно дополняется нашими педагогами.
Не стоит откладывать подготовку на потом, начинайте занятия своевременно! Посмотрите задания по теме «Правописание гласных -и, -ы после приставок», выберите вначале наиболее простые из них и попробуйте их выполнить. Если при этом вы не столкнулись с особыми сложностями, можете смело переходить к более серьезным упражнениям. А если определенные трудности все-таки появились, тогда рекомендуем вам добавлять в свое расписание регулярные занятия на нашем сайте.
Мы осуществляем подготовку учащихся в онлайн-формате. Это означает, что заниматься на образовательном портале «Школково» могут не только выпускники из Москвы, но и учащиеся, проживающие в других городах России.
Почему Ы не бывает первой?
Есть всего лишь одна-единственная буква, обозначающая гласный, который никогда не бывает в начале слова. Почему же так ведет себя Ы? Самая скромная? Оказывается, у лингвистов до сих пор нет насчет этого единого мнения.
В стране существует две фонологические школы, московская и питерская, представители которых имеют разные позиции по поводу того, почему букве Ы не досталось первого места.
Представители московской считают, что Ы – только один из вариантов звучания фонемы , не может начинать слово, поскольку вначале бывает только основной вариант любого звука.
Оппоненты не относят Ы к вариантам, считая, что Ы гласная вполне полноценна, то есть являет собой отдельную фонему , и это доказывается тем, что некоторые слова, пусть даже имена собственные, все же начинаются на Ы. Например, имя недавнего гостя России, главы КНДР – Ким Чен Ын.
С другой стороны, речь идет о заимствованиях, поэтому их можно не учитывать, поэтому спор не решен. Зато обе школы единодушны во мнении, что в середине слова Ы встречается только после твердых согласных, поскольку после мягких может быть только И .
Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления
В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:
Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
(Самуил Маршак).
При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)
Дидактические игры с буквой Ы, задания с иллюстрациями
В выборе обучающего материала для малыша нужно ориентироваться на его навыки, знания, индивидуальные особенности и способность к восприятию того или иного вида информации. Например, если в силу возраста кроха не умеет и не желает рисовать по пунктиру, логичнее будет предложить ему вылепить литеру из пластилина или теста. Если юный ученик слишком активен и неусидчив, вместо раздаточных заданий на листках выбирайте активные игры с кубиками, пазлами, вкладышами.
Актуализация знаний, повторение азбуки:
- предложите малышу по картинке назвать знакомые буквы – на что они похожи?;
- подготовьте «Мешочек с азбукой» с шершавыми и бархатными буквами, в котором кроха с закрытыми глазами будет находить знакомые символы, ощупывать, угадывать их.
Знакомство с буквой Ы, гласным звуком :
- покажите элементы, из которых состоит «Ы» (две палочки, полукруг), закрепите ее структуру в одном из тактильных упражнений, что сможет заинтересовать ребенка;
- продемонстрируйте, как можно протяжно петь звук , спойте вместе с мишуткой: «Ы-ы-ы-ы». Покажите перед зеркалом правильную артикуляцию звука, при которой поток воздуха выходит свободно, без препятствий.
Объяснение главной особенности буквы:
- расскажите о том, что на букву Ы не начинаются слова: ее место в середине либо в конце слова. Воспользуйтесь кубиками или магнитной азбукой, чтобы выложить маленькие слова, наглядно продемонстрировать сказанное.
- прочтите стихотворения, которые помогут запомнить слова с Ы:
Я не знаю, в чем секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву… Ы.
Буква «Ы» — у нас в улыбке,
В мыле, сыре, даже в рыбке.
предложите ученику прочитать слова с «Ы», выделяя ее голосом: сЫр, мЫшь, дЫм, грибЫ, камЫш, весЫ, цветЫ, мЫло.
Закрепление «Ы» в обучающих заданиях:
покажите, как правильно написать букву, соединяя точки по образцу; обратите внимание дошкольника на движение ручки по направлению стрелок: сверху вниз;
попросите обвести кружком все правильные буквы, обращая внимание на то, что зеркальное и перевернутое написание тоже является неверным;
покажите в рисунках, на что похожа «Ы»: на кота с пушистым хвостом, на старика с палочкой, на топор с поленом, на толстого и худого мужчин. Попросите малыша подобрать свои ассоциации к букве – на что она еще похожа?
Можно использовать двигательные упражнения для выплеска непоседами своей энергии и запоминания новой буквы.
- «Топаем ногами». Прочитайте звуки, затем слоги. Как только ребенок услышит звук , пусть топнет ногой.
- «Бедная «Ы». Сделайте вместе зарядку, сопровождая стихотворение соответствующими действиями.
Образное изображение буквы Ы:
- предложите юному исследователю порисовать на песке, изображая «Ы»;
- создайте вместе «Пуговичную букву», выложив пуговками по контуру элементы символа.
В процессе выполнения заданий важно сохранять игровую непринужденную атмосферу. По итогу изучения буквы Ы малыш должен запомнить, что ее можно пропеть (гласный звук), с нее не начинается ни одно слово, она состоит из трех элементов, а также усвоить ее правильное написание
Короткие занятия с дошкольником необходимо проводить ежедневно, мотивируя его на дальнейшее овладение чтением.
Постановка звука
Поставить ребенку гласный , как и другие звуки, лучше всего в игре. Эффективна игра «Один — много». Она заключается в образовании форм множественного числа существительных. Например: кот — коты, зуб — зубы, лиса- лисы, ваза — вазы.
Для закрепляющего упражнения хорошо пропеть гласный на разные лады: в низкой и высокой тональности, долго и коротко. При этом можно изображать завывание могучего ветра, гнущего деревья, и тихое веяние легкого ветерка. Так отрабатывается артикуляция звука.
Стоит обратить внимание на особенность «Ы» в русском языке: ее никогда нет в начале слова, она может располагаться только в середине или в конце его (сыр, дым, усы). Механизм перехода от произношения И к Ы.
Механизм перехода от произношения И к Ы.
Навыки четкого произношения звука целесообразно подкрепить его артикуляционной характеристикой: открытость губ и зубов при произношении; положение языка (пассивен); отсутствие препятствия при выходе струи воздуха изо рта.
Внимание детей следует привлечь к тому, что «Ы» участвует не только в образовании форм множественного числа, но и в образовании новых слов. Так, часы, которые могут быть расположены на руке, на стене или на столе, называют наручные, настенные, настольные