Учим буквы. буква «ц»

Советы родителям

Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.

Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.

Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка

Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков

Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.

Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий

Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения

Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.

Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!

Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.

Удачного и легкого обучения!

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Отгадывание загадки.

Жёлтые пищат комочки,

Это всё сыны и дочки

Квохчет мама: Ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Не играйте с мамой в прятки.

Детки кто её? … (Цыплятки)

— А как можно еще их назвать? – Цыплята.

— А один детеныш как называется? – Цыпленок.

— А как мы кричим курочек и цыпляток, когда зовем их кушать? – Цып-цып-цып.

— Какой первый звук в слове ЦЦЦыплятки, ЦЦЦыпленок, Цып-Цып? – звук Ц.

— Правильно. Сегодня на занятии мы повторим звук Ц и выучим букву Ц.

2. Пальчиковая гимнастика.

Жёлтый маленький комок

Во дворе пшено клюёт

Смотрит на него телёнок

До чего же мал цыплёнок.

(сначала каждый пальчик здоровается с большим в такт стихотворения; затем показываем «теленка — корову» (большой палец и мизинец выставить, остальные спрятать в кулачок), затем сжимаем кулачки – показываем «цыпляток»).

Какие слова со звуком Ц встретились в этой игре?

— Цыпленок.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на свистящие звуки.

Речевое развитие

4. Игра «Четвертый лишний».

Собака, кошка, курица, кролик — курица (это птица)

Лев, жираф, бегемот, заяц — заяц (остальные животные жарких стран)

Цапля, ворона, воробей, сорока — цапля (перелетная птица)

Блюдце, диван, кровать, стул — блюдце

Игра «Запомни – повтори» КУРИЦА, ЗАЯЦ, ЦАПЛЯ, БЛЮДЦЕ.

ЦЦЦАПЛЯ, ЗАЯЦЦЦ, КУРИЦЦЦА, БЛЮДЦЦЦЕ – какой звук я выделяю голосом. – Звук Ц.

— Какой звук Ц? – СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ, СВИСТЯЩИЙ.

Где спрятался звук Ц в слове ЦЦЦАПЛЯ? – в начале слова.

— А где спрятался звук Ц в словах КУРИЦЦЦА, БЛЮДЦЦЦЕ? – В середине слова.

— А где спрятался звук Ц в слове ЗАЯЦЦЦ? – в конце слова.

Поделите слова на слоги.

Произнесение звука Ц логопедом, детьми, хором, индивидуально – уточнение, что этот звук состоит из 2 звуков Т+С, произносимых друг за другом очень быстро.

Уточнение артикуляции звука Ц.

5. Выделение звука – игра «Поймай звук»:

а)из слогов: ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, аст, оцт…;

б)из слов: кольцо, колесо, пылесос, акция, цифры, циферблат, альпинист, таксист, цистерна, скалолаз…;

в) из картинок на панно – игра «Найди ошибку» (задание осложнено инструкцией: определение места звука в слове).

Г) игра «Попугай»

Воспроизведение слоговых рядов:

Ац-оц-уц-ыц

Ацл-оцл-уцл-ыцл

Ца-цо-цу-цы

Цла-цло-цлу-цлы и т. д.

6. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо

Подрастает деревцо.

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Какие слова со звуком Ц встретились в этой физкультминутке?

— ЛИЦО, ДЕРЕВЦО

7. Составление предложений по индивидуальным картинкам, деление их на слова.

8.Составление схем слов:

а) коллективно на доске (птенцы, цветы);

б) самостоятельно по индивидуальным картинкам.

9.Обогащение лексики родственными словами:

Цветы – цвет, цветок, цветник, цветик, цветочек, цвести, цветение, цветущий, цветовод, цветочница, цветной, разноцветный, первоцвет, цветочный, пустоцвет, соцветие, цветоножка, семицветик.

10. Знакомство с буквой Ц.

Рассматривание демонстрационной карточки, отыскивание буквы Ц в разрезной азбуке.

Стихотворение про букву Ц:

Буква Ц стоит бочком

И цепляет всех крючком.

Буква Ц —

Смотрите сами —

Как скамейка

Вверх ногами.

11. Упражнения с разрезной азбукой.

Выкладывание из букв

а) буквы Ц;

б)слогов: ац, оц, уц, иц, ца, цо, цу, ци, цы

в)слов: ЦЫП, ЦАПЛЯ, ЦИРК, ЦВЕТЫ и др.

Речевое развитие Двигатель-ная деятельность,

12. Печатание буквы Ц, слогов и слов в тетрадях.

13. Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ц-, -ец-,-иц-:

а) игра «Поговорим о Тане и Танечке»:

о Тане о Танечке

У Тани голубое платье. У Танечки голубенькое платьице.

душистое мыло душистое мыльце

тёплое одеяло тёплое одеяльце

большое зеркало большое зеркальце

красивое покрывало красивое покрывальце

дорогое украшение дорогое украшеньице

Таня ест хлеб с маслом. Танечка ест хлебушек с маслицем.

с вареньем с вареньицем

Таня пишет письмо бабушке. Танечка пишет письмецо бабулечке.

говорит волшебное слово говорит волшебное словцо

открывает окно открывает оконце

готовит угощение готовит угощеньице

б) игра «Эхо»:

тело – тельце здание- волокно-

дело- задание- объявление-

слово- болото- объяснение-

село- упражнение- строение-

сало- расписание — мыло-

ружьё- воскресение- шило-

Домашнее задание.

Итог занятия.

— какой звук повторяли?

— какую букву выучили?

— дайте характеристику этому звуку?

— припомните картинки на Ц?

— какие еще согласные звуки знаете? Какие буквы помните?

Школьная классификация

Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.

Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – . Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д.

Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.

Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.

Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

  • Ударение: клю’ква.
  • Слоги: клю-ква.
  • Характеристика:
  • К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
  • Ю – – гласный, ударный.
  • К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
  • А – – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Как целоваться правильно?

Найти место рукам.

Стоять с опущенными руками или тем более засунутыми в карманы — не лучшая идея, так как она выдает нервозность или даже ошибочно намекает на безразличие. Поэтому достаточно найти одну точку на теле партнера и оставить кисти там. Еще лучше — начать слегка и неразмашисто поглаживать кожу сквозь одежду. Нельзя допускать пошлостей, если это первый поцелуй.

Искать чувствительные точки.

Чтобы придать действиям пикантности, можно попытаться отыскать эрогенные зоны. Чаще всего это шея, затылок, надпаховая область, поясница. Однако у каждого человека есть свои предпочтения, поэтому точки могут отличаться

Ради этого важно придерживаться следующего правила

Следить за реакцией пары.

Даже заученные, точь-в-точь воспроизведенные движения Дон Жуана и Мата Хари кому-то могут очень сильно не понравиться. Поэтому если девушка или парень явно отстраняется, это верный признак, что тактику придется менять. И наоборот, желание прильнуть, дрожь, “мурашки по коже” свидетельствуют о том, что лучше продолжать все в том же духе.

Пройти тест на уверенность в себе

Не противоречить себе.

Чего обычно ждут от романтической натуры, слегка наивной, утонченной? Правильно, легкости, мягкости, нежности. Если такая особа вдруг начнет разыгрывать страсти ртом, это будет выглядеть как минимум странно. Лучше вести себя естественно. Тем более и у романтиков, и у страстных людей есть свои преимущества.

Прикрывать глаза.

Большинство целующихся смыкают веки. Однако небольшой процент оставшихся все же предпочитает делать все с открытыми глазами, наблюдая за партнером. В этом есть своя прелесть. Однако желательно убедиться, что взгляд не кажется странным или отталкивающим. Чтобы обеспечить положительный эффект, достаточно прикрыть веки, оставив между ними небольшую щелочку.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Введение в игровую ситуацию

— Итак, начинается наше занятие,

Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать

2. Мотивационная игра

– Чем отличаются звуки и ?

– Какой буквой они обозначаются?

– Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)

3Затруднение в игровой ситуации

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

Игрушки так веселились и смеялись, катаясь на карусели, что не заметили, как к ним подошла лошадка.

«А вы, почему не в цирке?» — спросила она их.

От неожиданности наши друзья так растерялись, что не нашлись, что ей ответить.

— «Сегодня в цирке большое представление, — продолжила лошадка. – Садитесь на меня. Я вас отвезу».

(См. рис. на с. 30)

По дороге новая знакомая рассказала, что она работает в цирке и зовут ее Царицей.

«Ты разве жена царя?» — поинтересовался Лисенок.

— «Совсем нет, — засмеялась Лошадка. – Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу есть маленькое пятнышко в виде короны». Еще Царица рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, то тоже станут цирковыми артистами, как их папы и мамы. А пока они еще маленькие, поэтому для них открыли специальный цирковой детский сад.

— «Ой! Что-то я совсем заболталась, — воскликнула Царица. – Мы с вами можем не успеть к концу представления!». Она посоветовала своим наездникам держаться покрепче и понеслась во весь опор.

«Цок – цок – цок – цок!» — застучали по дорожке ее копыта, с каждым шагом приближая наших друзей к цирку – сказочному дворцу чудес.

– Какой звукслышится в начале слов: царица, царь, цирк?

— Ребята, как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем разговаривать на занятии (Сегодня мы поговорим о звуке .)

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

Характеристика звука.

1) — Давайте произнесём .

— Скажите, какой это звук? (Согласный- преграда язык, глухой — голосовые складки не работают, всегда твёрдый).

Звук Ц на письме обозначается буквой ЦЭ.

СЛОГИ НА ДИСКЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

–Давайте прочитаем слоги на доске: ЯЦ – АЦ – ЦА, ЕЦ – ЭЦ – ЦЕ,

ЁЦ – ОЦ – ЦО, ЮЦ – УЦ – ЦУ, ИЦ – ЫЦ – ЦЫ.

– Каким цветом обозначается звук ? (Синим)

Почему? (Всегда твёрдый). Раскрасьте.

2) Работа с рисунком (с. 30) .

– Назовите детенышей циркового детского сада.

– Назовите мам этих детенышей и пометьте кружком тех из них, чьи имена произносятся со звуком .

– Кто мама у львенка? (Львица.)

– В этом слове есть звук ? (Да.)

– Нарисуйте синий кружок рядом со львенком.

Дети рисуют кружки рядом с ягненком (овца, медвежонком (медведица, тигренком (тигрица) и цыпленком (курица).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Стали дети ровно в круг,

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

И над головой –хлопок.

А теперь все дружно

Прыгнем через лужу!

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу

Работа с рисунком (с. 31) .

5. Самостоятельное применение нового в других игровых ситуациях

Игра «Назови, кто это?»

— в пехоте служит … (пехотинец)

-ходит по канату… (канатоходец)

-подковывает лошадей… (кузнец)

-продает (продавец)

— поет. (певец)

— плавает… (пловец)

— борется….(борец)

Игра «Назови ласково»

Мыло- мыльце, платье- платьице, одеяло-одеяльце, зеркало- зеркальце

Во всех словах – отгадках, какой звук слышали?

«Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы «Ц».

Есть слова, где Ц — в начале, в середине

Есть слова, где Ц – в конце …»

– Определите, в какой части слова слышится звук , и закрасьте синим цветом соответствующие клеточки.

Работа с рисунком (с. 31).

– Как можно назвать одним словом все, что изображено на картинках? (Продукты.)

Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука , зачеркните этот продукт.

– В чем подают сахар? (В сахарнице.)

– В этом слове есть звук ?

– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Нет.)

– В чем подают масло? (В масленке.)

– В этом слове есть звук ? (Нет.)

– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Надо.) И т. д. (супница, перечница, солонка, хлебница, конфетница)

Чтение слогов.

— Прочитай слоги и найди слова с этими слогами, соедини слоги с картинками.

• ЦЫ — птицы, пуговицы;

• ЦЕ — полотенце, блюдце;

• ЦА — овца, мельница;

• ЦО — кольцо, яйцо.

Работа с рисунком (с. 31) .

– Это буква «цэ».

Какой звук она обозначает?

– Как вы заштрихуете эту букву?

– Превратите эту букву Ц в цаплю.

6. Итог занятия.

– Что вы узнали о звуке ?

— Какой буквой он обозначается и чем от нее отличается?

– Назовите слова со звуком . (примеры)

— Ребята, вы сегодня все хорошо и дружно работали.

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика

Язычок знаком вам, дети

Мы его улыбкой встретим. (Широко улыбаться, растягивая губы)

Это язычок пришел.

Вправо он сейчас пошел. (Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться к правому уху).

Все, что нужно увидал

И налево зашагал. (Тянуться язычком к левому уху)

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко. (Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек)

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает. (Держать рот широко открытым. Тянуться языком к подбородку.

Язычок не устает:

Тянется теперь вперед. (Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед)

В прятки поиграть он рад:

Отступает шаг назад

Организационный момент.

1. Повторение пройденного материала

Ребята, с каким звуком вы познакомились на прошлом занятии?

Охарактеризуйте мне его. Назовите слова на звук «и» в начале, в середине, в конце слова.

А теперь, ребята,отгадайте загадку:

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки (цыпленок)

На какой звук начинается слово цыпленок?

— А кто мама цыплят?

Дети: курица.

— Послушайте мою сказку?

1.Воспитатель рассказывает детям сказку:

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба,плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят». Их зовут Цоп и Цып.

— Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?

Дети: Да.

— Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.

1.А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.

Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Воспитатель дает характеристику звука Ц (согласный, твердый, обозначаем синим кружком).

2. Закончить слова слогом ЦА.

А теперь я буду говорить слова,а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА, води (ЦА, певи (ЦА, кури (ЦА, умни (ЦА, больни (ЦА).

Проговорите чистоговорки.

Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.

ФИЗМИНУТКА

Вышла курица гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки –желтые цыплятки.

Ко-ко –ко, не ходите далеко

Лапками гребите

Зернышки ищите!

А теперь, ребята, давайте найдем желтый цвет, зеленый.

4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова.

Мы продолжаем наш путь в песочную страну. Ребята, сейчас мы с вами поработаем на листочках. Вам нужно услышать звук «Ц» в начале, середине и в конце и отметить в таблице. А потом мы с вами проверим.

Цыпленок, водица, цапля, огурец, умница, мельница, колодец, яйцо, молодец, цветок

5. Мы сейчас выполним еще одно задание и окажемся в песочной стране. Составление схемы слова ЦЫП.Следующее задание: составить звуковую схему слова ЦЫП (На доске работает Аэлита)

-Давайте составим схему слова ЦЫП.

Дети делают звуко-слоговой анализ слова. Ну, вот мы в песочной стране.Давайте позовем наших цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП. Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем!

8. Графический диктант буквы «Ц»

2 вправо,4 вниз, 2 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 6 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 2 влево, 2 вверх, 6 влево и соединяем.

(заштриховать синим цветом)

Молодцы, вот у нас получилась буква «Ц».

Вика и Миша подходит к моему столу. Посмотрите, вот песочная страна, а где наши цыплята Цоп и Цып? Вот они!

Дети видят в песке цыпленка. Находят в песке всех цыплят.

-Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.

Дети относят цыплят курице.

9. Итог занятия.

А подведем итог занятия таким образом. Послушайте сказку еще раз и назовите слова из сказки со звуком «ц»

Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба,плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят». Их зовут Цоп и Цып

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки

Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий

Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков

Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Буква «Ц»

Веселые стихи

Буква Ц– внизу крючок,Точно с краником бачок.

Е. Тарлапан

Буква Ц– смотрите сами –Как скамейка вверх ногами.

Стул чинил сегодня мастер.Клеил он его и красил.Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.

В. Степанов
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
– Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
А

Шибаев
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать!
*   *   *
Цапля – это не цыпленок
С мамой клушей на крыльце.
Цапля в зарослях зеленых
Встала важно буквой Ц.
Отдыхает цапля-птица –
Берегов речных царица.
В. Степанов
Цапля бродит по лугу:
Цыц, лягушки! Ни гу-гу.

*   *   *Не хочу один клевать я!Пусть скорей приходят братья!
– Где ж они? – Под старой липой!
– Как зовут их? – Ципа-ципа.
Г

Виеру
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц в начале,
Где – в средине, где – в конце.
Цепь, цветок и цифра – тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
*   *   *
Цветет у птичника цветок –
Цветет на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
– Цветок, ты кто? – Цыпленок!
*   *   *
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы;
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы;
В цех явились на работу
Молодые кузнецы –
В каждой строчке буква Ц,
Словно камушек в кольце!..

Скороговорки

1. Бегают две курицы прямо на улице.

2. В цветнике цветут цветы.

3. Летит скворец: зиме конец.

4. Ученица-озорница получила единицу.

5. Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Чистоговорки

Ца-ца-ца – слушай скуку до конца.Цу-цу-цу – дело близится к концу. Цы-цы-цы – обрубаем все концы.Це-це-це – что узнаем мы в конце?

Пословицы и поговорки

1. Конец – делу венец.2. Молодец – против овец,А против молодца – сам овца. 3. Цыплят по осени считают.4. На вкус и цвет товарищей нет.

Игры

Игра   «Волшебная цепочка».

Подберите слова, в которых есть буква «Ц» так, чтобы конечная буква предыдущего слова была начальной буквой последующего.

Ответ: цветок – красавец – цвет – танцор – рубец – царство – огурец – царевич – частица.

Игра  «Вспомните сказки».

Назовите как можно больше слов из сказок с буквой «ц».

О т в е т: царство, цветочек аленький, царь, царевич, царевна Несмеяна, царевна-лягушка, царевна-лебедь, златая цепь, зеркальце, Жар-птица, падчерица.

Игра  «Лесенка».

Игра  «Слоговой аукцион».

Подберите слова, оканчивающиеся на —ца (курица, куница, единица, луковица, синица, овца); на —цо (кольцо, яйцо, крыльцо); на —цы (ножницы, концы, птенцы, огурцы).

Игра  «Доскажи словечко».

Рвать цветы легко и простоДетям маленького роста,Но тому, кто так высок,

Не легко сорвать…   (цветок).

*   *   *

И сказали блюдца:

– Надо бы…   (вернуться).

К. Чуковский

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?..   (Цапля).

*   *   *

Не хотел котенок мыться –

Убежал он из…   (корытца).

На садовом кольцеБуква С и буква ЦУ прохожих на виду

Заигрались в чехарду:

– Эй, баран, подай овса! –

Просит белая…   (овца).

Я не притронусь к сену,

Ему я знаю…   (цену).

Видала я лису,

Ей рыжий цвет к…   (лицу).

Окрась меня, мой свет,

В такой же рыжий…   (цвет).

Игра   «Вставь в загадки нужные слова».

певец дворец скворец

волчица

горчица

крапива

Не шесте … ,Во дворце … ,А зовут его … .

Злая, как … ,

Жжется, как … ,

Что это за диво?

Это же … .                    Е. Серова

Кроссворды

1. Слова, содержащие букву «Ц».

1. Что обогревает Землю?

2. Животное с ценным мехом.

3. Твердый покров черепахи.

4. Ценная бумага (документ).

5. Как называется ряд ступенек?

О т в е т ы : Солнце, песец, панцирь, акция, лестница.

1. Все слова на букву «Ц».

О т в е т ы :

по горизонтали. 2. Центнер. 4. Царевна. 5. Цветы. 6. Цыпка. 7. Церковь. 8. Царица. 11. Цедра. 12. Цикада. 13. Царь. 14. Цеп. 15. Цветок. 16. Цикламен;

по вертикали. 1. Циновка. 2. Царапина. 3. Цветовод. 5. Цирк. 8. Целина. 9. Цыгане. 10. Царап. 11. Целлофан. 13. Цемент. 15. Цеце.

Загадки

На одной ноге стоит,В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(Цапля.)

Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

(Цыпленок.)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Сластями угощают.

(Цветы.) Г. Виеру

Желтый крошка ищет хлеба крошку.

Если встретит червяка –

Наклюет ему бока!

(Цыпленок.)

Проживают в трудной книжкеХитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры.)

Белая красавица

Всем добрым людям нравится.

Когда красавица поет,

К ней крещеный люд идет.

(Церковь.)

У этой птицы

Клюв, как две спицы,

Ноги длинные, как у циркуля.

По воде она гуляет,

То и дело нос купает.

(Цапля.)

Н. Толоконников

Рекомендую посмотреть ролик

Характеристики звука и буквы

Первое, что хочется узнать – ц твердая или мягкая. В русском языке существует правило, согласно которому мягкость и твердость определяется стоящим за ним гласным звуком. Но из правила есть исключение.

Для буквы ц какой звук определяется не гласной буквой, а незыблемой нормой русского языка. Она всегда твердая. Утверждение касается любых слов, даже таких, как «цирк» или «цыпленок». Для читателя вопрос о том, буква ц мягкая или твердая перестал стоять настолько остро. Ответ известен.

Малышам для запоминания буквы ц можно предложить ее раскрасить.

Раскрась букву ц

Впрочем, это не единственная характеристика звука ц. Попробуем определить звонкая буква или глухая. Постараемся крикнуть букву «ц». Не получится. Причина в том, что глухой звук ц, характеристика еще одна найдена.

Буква ц обозначает глухой звук ц и является согласной.

Читателю известно, что ц всегда твердая, найден ответ на вопрос звук ц твердый или мягкий. В разговорной речи разницы особой не существует между глухими и звонкими частями слова. Они произносятся почти одинаково по форме, но содержательно различаются очень сильно.

Другие характеристики буквы ц:

  1. Непарная. Наверное, самая интересная характеристика буквы ц. Часть букв в русском языке образует пару глухих и звонких. Например, буквы «т» и «д» или «к» и «г». Но в случае с буквой «ц» известная закономерность рушится. В чем причина? Выше мы говорили о звуке «ц». Это не совсем правильно с точки зрения русского языка. Нам с читателем пришлось пойти на небольшое упрощение, чтобы донести мысль. В русском языке не существует звука «ц». То, что таким кажется состоит из двух других «т» и «с», которые соединились вместе. Историки не знают когда это произошло.
  2. Встречается в славянских алфавитах. Знакомая с детства печатная буква ц встречается в украинском, белорусском, болгарском, македонском, сербском алфавите. Правда, надо знать как пишется буква ц во всех этих алфавитах. Правила написания могут незначительно меняться. Порядковый номер тоже не одинаковый. В русском языке буква «ц» занимает 24 место, но в болгарском занимает место на одну ступень повыше, а в белорусском на шаг пониже.

Заключение

Сделаем шпаргалку:

  1. Согласные звуки – такие, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды (язык, зубы, губы).
  2. Бывают твердые и мягкие. Ж, Ш, Ц – только твердые, Ч, Щ, Й – только мягкие.
  3. Бывают звонкие (произносятся с голосом и шумом) и глухие (только с шумом).
  4. Только глухие: , , , . Только звонкие (сонорные): , , , , .
  5. Непроизносимые – не произносятся в словах (лесТница).
  6. Удвоенные – два согласных (осенний). Если в корне – слово заимствованное (тонна).
  7. Оглушение – звонкий стал глухим на конце слова (хлеБ).
  8. Озвончение – глухой стал звонким под влиянием последующего согласного: (Сдача).
  9. Смягчение – твердый стал мягким под влиянием последующего мягкого (троСть).

Видео по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector