Как научить читать нечитающих детей? из опыта работы учителя начальных классов

Содержание:

Книги для самостоятельного чтение в 6-7 лет

Самостоятельное детское чтение предполагает подбор правильной литературы. Ведь ключевым фактором в вопросе заинтересованности дошкольника в той или иной книги будет ее содержание.

К сожалению, современный рынок полон книг с интересным содержанием, но абсолютно извращенным понятием морали. Первый литературный опыт у ребенка должен быть не только занимательным, но и полезным. Ведь, как уже было сказано ранее, книги формируют не только умственные навыки человека, но и занимаются его духовным воспитанием.

Чтобы не ошибиться с выбором книги, далее будет составлен список подходящей литературы для самостоятельного чтения детей младшего дошкольного возраста.

Семейные занятия чтением

  • «Конёк-горбунок» (Петр Ершов).
  • «Аленький цветочек» (Сергей Аксаков).
  • «Серебряное копытце» (Павел Бажов).
  • Сказки Пушкина («Сказка озолотом петушке», «сказка орыбаке и рыбке»).
  • «Волшебник изумрудного города» (Александр Волков).
  • «Старик Хоттабыч» (Л.Лагин).
  • «Три толстяка» (Ю.Олеши).
  • «Приключения Буратино» (А.Толстой).
  • «Денискины рассказы» (В.Драгунский).
  • «Маленький принц» (А.Сент-Экзюпери).
  • «Маугли» (Р.Киплинг).
  • «Винни-Пух ивсе-все-все» (А.Милн).

В заключение стоит отметить, что обучить ребенка чтению еще в дошкольном возрасте важно, но не обязательно. Правильный подход к занятиям и верный выбор литературы для совместного или самостоятельного чтения будет залогом успеха

А всем родителям стоит помнить, что малыш их будет любить одинаково вне зависимости от того, в каком возрасте они научили его читать.

Тест на готовность

Еще один вариант для оценки готовности ребенка к чтению — тест. Пройдите его вместе с дошкольником, на некоторые вопросы ответьте сами. Каждый положительный ответ оценивается 1 баллом, отрицательный — 0 баллов.

  1. Дошкольник любит, когда ему читают?
  2. Внимательно слушает чужое чтение?
  3. Может пересказать услышанный текст?
  4. Любит самостоятельно рассматривать книгу?
  5. Содержание интересует детсадовца больше, чем картинки?
  6. Изображает ли дошкольник чтение? Например, раскрывает любимую сказку и пересказывает ее с выражением и демонстративно водит пальчиком по строчкам?
  7. Ему больше нравятся игры с книгами, изучение азбуки, чем просмотр мультиков?
  8. Мастерит ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Детские книжки хранит и рассматривает аккуратно?
  10. У малыша обширная лексика?
  11. Чаще говорит полными, развернутыми предложениями?
  12. Знает большое количество небольших стихов, сказок, песенок?
  13. Может подобрать слово на заданную букву? Например, скажи слово, которое начинается на М (подставьте любую фонему).
  14. Знает алфавит, если нет, хочет выучить буквы?
  15. Если знаком с буквами, пытается сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо проговаривает все звуки?
  17. Может понять, чем отличаются слова РАК и МАК?
  18. Просит научить его читать?

Суммируйте баллы, ознакомьтесь с результатами:

0–5 очков

Учиться читать вашему малышу рано.

Это не интересует его в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику меньше 5 лет, расстраиваться, тревожиться не стоит, это нормально. Детей после 5 лет с таким результатом тестирования нужно начинать приучать к книгам, заинтересовывать, увлекать картинками, потом содержанием. Придумайте игру со сборниками сказок, чаще читайте крохе перед сном сами.

6–12 очков

Стремление к самостоятельному чтению неустойчивое

Обратите внимание на домашнюю библиотеку, сходите в книжный магазин вместе. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками помогут проявить инициативу в большей степени

Ваша задача — уделять чтению больше времени, зажигать интерес к сюжету, технике словосложения. Например, не дочитывать до конца, останавливаться в момент развязки и сетовать, что читать он сам пока не может, поэтому узнает концовку только завтра.

13–18 очков

Поздравляем! Ваш ребенок готов к чтению полностью, ждет новой информации, хочет получать ее в большом объеме с помощью книг, читая самостоятельно. Откладывать обучение не нужно, начните прямо сегодня.

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5

Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил

Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Методика Сергея Полякова

Занятия проводятся по четкому плану, всего их 70, но освоение навыка чтения может произойти раньше. Ребенок последовательно проходит 7 ступеней развивающих игр, рассчитанных на его уровень умений.

В этой методике также используются склады, которые вводятся в детскую речь после изучения букв. В первую очередь малышу нужно освоить чтение по складам слов любой длины, затем научиться слитному произнесению и пониманию смысла предложений, пересказу, самостоятельному чтению.

Положительные стороны методики:

  • дополнительных пособий готовить не нужно;
  • занятия короткие, но интересные для малышей;
  • учеба проходит легко, так как плановые задания ребенку по силам.

Отрицательные стороны методики:

необходимость следовать плану, не прерываясь – нужно пройти все этапы обучения и завершить его, иначе знания пропадут.

Метод целых слов

В советской школе метод чтения целыми словами применялся 13 лет, с 1922 по 1935 год, потом был отвергнут как бесперспективный, но различные варианты его существуют до сих пор (Методика Глена Домана).

Метод целых слов предполагает начинать чтение с осмысленных единиц — слов и фраз. Он не требует хорошо развитого фонематического слуха, не основывается на звуковом анализе и синтезе, опираясь на зрительную механическую память.

Дается картинка, под картинкой слово. Детям показывают это, и они запоминают начертание слова и постепенно начинают читать. Казалось бы — красота! Родители в восторге, ребенок уже не «быкает», не «мыкает» слоги, а читает сразу слово или даже фразу из знакомых слов.

Но дети заучивают слова! Они не в состоянии прочитать незнакомое слово! Почему этот метод до сих пор используется в Америке и является там оправданным? Потому что у них написание слов и их произношение не совпадает.

Да, у нас не совпадает тоже, но не до такой степени. Там действительно нужно запоминать как пишется слово. Вспомните как вы изучали английскую грамматику, сколько там правил чтения? Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста не в состоянии их усвоить, и поэтому чтение слов надо запомнить. К тому же в английском языке много коротких слов, гораздо больше, чем в русском.

Этот метод оправдан для английского языка, и дети, изучая его как иностранный, в раннем возрасте тоже учатся так читать. Но он не подходит для русского языка и поэтому еще в 1935 году был отвергнут, как не соответствующий природе русского языка и дающий плохие результаты в обучении.

 Дети делали очень много ошибок при письме: пропускали буквы, искажали слова (в английском языке нет изменения слов по роду и спряжению, а в русском слова должны менять окончание).

Подробнее о методе целых слов и его развитии в дореволюционной и советской России можно ознакомиться в научной статье доктора педагогических наук Никитиной Елены Юрьевны (г. Челябинск) –

Николай Зайцев – новатор обучения

Традиционное обучение по принципу «фонемно-вербальному» закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие – так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении – в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше – примерно лет с 3-х.


Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других – слоги (как простые, так и сложные), на третьих – согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.


Обучение по методу Зайцева

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов – маленькие, для твердых – большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения – каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.


Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение – это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице – указкой либо выкладывая кубики.

Почему нужно учить чтению по слогам

Чтение по слогам — это один из важнейших навыков, которым должен владеть ребенок при поступлении в школу. Ведь, это один из основных видов деятельности учеников как в начальной, так и в старшей школе. Если ребенок уже в первом классе довольно хорошо читает, то это — залог его успешного обучения. Статистика показывает, что оценки читающих учеников на протяжении всей начальной школы выше, чем оценки детей, которые пришли в школу без этого навыка.

Важно научить ребенка читать еще до поступления в школу

Стоит задуматься и о том, что на нечитающих детей в классе у учителя просто нет столько времени урока, чтобы уделить его каждому в достаточном количестве. Большая часть все равно останется на работу над навыком дома с родителями.

Важно! Быстрый темп обучения чтению в школе в погоне за одноклассниками, а также его обязательность может вызвать у ребенка негативное отношение к школе и учебе. Гораздо проще делать это в спокойном ритме, дома и в игровой форме, не гонясь за моментальным результатом

К тому же, со второго класса дети начинают изучать еще и английский язык, а это огромная нагрузка. Конечно, обучение чтению занимает много времени и сил у родителей, но нужно помнить, что все, что вкладывается в ребенка сейчас, вернется в будущем

Гораздо проще делать это в спокойном ритме, дома и в игровой форме, не гонясь за моментальным результатом. К тому же, со второго класса дети начинают изучать еще и английский язык, а это огромная нагрузка. Конечно, обучение чтению занимает много времени и сил у родителей, но нужно помнить, что все, что вкладывается в ребенка сейчас, вернется в будущем.

Кроме того, учиться чтению ребенок может не дома, а в детском саду, со старшими братьями или сестрами. Нельзя гарантировать, что так он научится читать верно, именно по слогам. Чтение любым другим способом, например, слиянием букв (по их названию «эм», «пэ», «ка» и др.) может закрепиться, тогда переучить малыша слоговому способу будет очень сложно. От этого может пострадать скорость и качество понимания прочитанного, а, значит, и результаты обучения в школе. Родителям будет намного спокойнее, если они будут следить за обучением чтению и знать, что оно проходит правильно.

Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)

Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню

Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Ответы на частые вопросы

За сколько можно научить ребенка читать?

На обучение чтению с нуля может уйти 6–8 месяцев с малышом 4–5 лет. Взрослый ребенок, 6–7 лет, овладевает навыком быстрее, за 3–6 месяцев. Если посещать занятия в развивающем центре, репетитора, дополнительно читать дома, срок уменьшается до 2–4 месяцев.

Хотя в этом видео вы можете познакомиться с реальной историей о том, как ребенка научили читать по слогам за 2 часа.

Как научить читать, если ребенок не хочет?

Категоричный отказ от уроков с книгами, таблицами, кубиками можно побороть усилением мотивации. Заинтересуйте нехочуху яркой книжкой на любимую тему, расскажите, почему уметь читать полезно, необходимо. Ежедневно рассматривайте картинки в книгах, читайте вечером, днем, обсуждайте сюжет.

При появлении первых признаков заинтересованности пробуйте играть с буквами, разгадывайте ребусы, используйте раскраски.

Может ли ребенок научиться читать сам?

Такой вариант возможен, если в семье есть старшие дети. Малыш наблюдает за выполнением домашних заданий, начинает подражать ученикам школы. Когда обнаружится, что кроха сам выучил буквы, родителям нужно только чуть ускорить процесс.

Купите букварь, дайте немного теории, примените несколько методов скорочтения. Если дошкольник склонен к самообразованию, усидчив, покажет хорошие результаты.

Должны ли воспитатели учить ребенка читать?

В обязательную учебную программу детского сада уроки чтения не входят. Воспитатели в подготовительной группе могут дать небольшое количество информации о звуках, буквах.

Читать учат в начальном классе школы. Исключением являются специализированные или частные сады, где родители оплачивают дополнительные занятия по подготовке к первому классу.

Нужно ли учить читать до школы или в школе всему научат?

По нормам ФГОС родители не обязаны учить читать детей до поступления в школу. Учитель не может требовать таких знаний от ребенка. В программу начальной школы заложены часы на изучение букв, звуков, слогов, обучение чтению. Во второй класс все школьники переходят с развитым навыком чтения.

Но так как большинство детей приходит в первый класс уже читающими, количество часов на эти темы резко сократилось по сравнению с советским временем. Первоклашкам с логопедическими, психическими нарушениями, да и многим здоровым ученикам тяжело успеть усвоить этот материал за такой короткий срок. Они начинают отставать от одноклассников.

Поэтому обучая детсадовцев чтению заранее, вы облегчаете процесс адаптации ребенка в школе, повышаете его успешность.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Нас рекомендуют репетиторы

Учите русский язык играя

  • В настоящее время, программа знает более 900 русских слов. Все слова озвучены
    и разделены на слоги.
  • Поскольку, материала много. Очень много. То, было решено использовать минимум
    анимации, так же были практически исключены персонажи и озвучка — она мешает
    в случае интенсивной работы с детьми. Как это банально не звучит, но запоминание
    идет через повторение одного и того же материала. Чем чаще повторяется материал
    — тем успешнее идет запоминание.
  • Часть материала платная.
  • Программа проектировалась в первую очередь программистом — отцом двух детей.
    Я, прямо скажу, что не имею обширного опыта по взаимодействию с другими детьми
    и имею скудный опыт в этой области. Исходя из своего опыта я пришел к выводу,
    что нужно убрать все отвлекающие моменты при обучении. Так же я понял, что времени
    на занятия у отцов не так уж и много. Может быть 5-10 минут в день. За это время
    нужно повторить максимум. Дети быстро теряют интерес к нудному повторению и
    больше настроены на поглощение никчемных мультфильмов, поэтому они ждут с нетерпением
    окончания занятия.
  • Рекомендуется заниматься программами по 10-15 минут в день. Лучше всего,
    если вы запомните адрес страницы в социальной сети и будете возвращаться к занятиям
    раз в день. Материала много. Его хватит на 7-30 дней занятий.
  • Если у вас есть вопрос ко мне, то пишите
    serge_mikhailov@mail.ru или в социальную
    сеть http://vk.com/abcolut
  • Я ищу контакты с методистами в области детского обучения для создания тренингов
    в других областях.

Читать слова не зная всех букв — это просто!

Обучение детей дошкольного возраста чтению в игровой форме. 900 слов для чтения
детьми и обучения чтению. Мы учим детей читать по складам онлайн бесплатно. Подго­товка
детей к школе. Развитие сильной и самодостаточной личности. Развитие скорости чтения
у детей — дошкольников. Знает ли ребенок буквы? Не кажется ли нудно повторять одни
и те же звуки? Попробуйте сделать это в игровой форме.

Новые игры

  • Тренировка математических способностей — сложи три и
    получи результат
  • Прочитай слово и собери его из букв
  • Тренировка таблицы умножения
  • Обучение школьников английскому языку говорящими карточками
    http://poskladam.ru/eng-cards/games/index.php
  • 100 самых распространенных ошибок в русском языке
    http://poskladam.ru/pravopisanie/urok.php

слоги (скалады)Обучение буквам
ПрописиТексты для чтенияEnglishСтатьиЛогопедияПамятьМузыкаРисованиеСчетВниманиеВоображение

Причины плохой техники чтения

Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.

Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.

Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

Главное – маленький читатель должен сам захотеть почитать хоть немного.

После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов. Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном

Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения.

Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.

Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения.

Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Медлительность

Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

Дислексия

Эту проблему стоит выделить в отдельный пункт. Наличие такого диагноза довольно серьезно мешает ребенку овладеть навыками быстрого чтения. При этом ребенок может быть успешным и способным учеником по всем другим предметам.

Дислексия накладывает отпечаток на способность к чтению даже в старшем школьном возрасте.

Дизартрия

Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

Чтение по слогам как подготовка к школе

Первоклассник, не умеющий читать, в современной школе сразу обречен отставать от одноклассников. Сейчас школа требует, чтобы ребенок, придя в начальную школу, уже умел читать хотя бы по слогам. Причем формально в школе предусмотрено время на обучение чтению. Но опыт учителей говорит, что нагруженные другими предметами дети, которые, к тому же, находятся в состоянии стресса, за те пару месяцев, которые отводятся на изучение букваря, не успевают прочно освоить необходимые навыки. А учитель, ориентируясь на основную массу читающих детей, быстро гонит вперед, стремясь оставить больше времени на изучение сложных вопросов русского языка и обучение письму.

Именно поэтому обучение чтению по слогам – один из основных моментов подготовки к школе.

Кроме того, в процессе обучения чтению задействовано множество других важных моментов, которые необходимы будущему школьнику – совершенствуется память, улучшается концентрация внимания, ребенок учится ставить ударение в словах, ведется работа над правильностью и точностью произношения звуков и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector