Прикорм и докорм ребенка до года
Содержание:
- Введение прикорма: соки
- Прикорм при грудном вскармливании
- 4—6 месяцев: время знакомиться с новыми продуктами
- Естественный прикорм
- Выбираем вид, какой прикорм лучше
- Схема первого прикорма при грудном вскармливании
- Грудное вскармливание
- Вводим прикорм из каши
- Возможные ошибки родителей
- Питание как воспитание
- Таблица прикорма грудничков на искусственном вскармливании
- Яйца: прикорм
- Прикорм: каши
- Обзор
- Заключение
Введение прикорма: соки
Фруктовые соки — обязательный компонент детского питания в раннем возрасте. Именно из фруктов и овощей малыш получает все важные и необходимые для дальнейшего развития витамины и минералы. К тому же, соки улучшают пищеварение и помогают справиться с анемией у малыша. Когда следует начинать давать малышу соки? Какой сок выбрать для знакомства? В каких количествах нужно предлагать сок малышу?
Фруктовые соки не следует давать ребенку до пятого месяца (в соответствии с рекомендациями ВОЗ следует повременить с ними даже до шестого месяца). Вопреки устоявшемуся мнению, соки не содержат того заоблачного количества полезных питательных веществ, зато часто вызывают аллергические реакции и кишечные нарушения (диарею), перебивают аппетит и усиливают нагрузку на почки малыша.
Однако, в 6-7 месяцев пищеварительной системе ребенка будет полезно познакомиться с соком, который обеспечит растущий организм калием, железом, сахарами и органическими кислотами.
Ребенку, находящемуся на искусственном вскармливании, педиатр может посоветовать начинать прикорм именно с соков. А вот ребенку на грудном вскармливании соки вводятся в рацион уже после каши.
Какой сок выбрать
Будет лучше, если первым малыш отведает осветленный яблочный сок без сахара, который обладает низкой кислотностью и не часто вызывает аллергию. Затем в питание ребенка можно вводить грушевый, сливовый, абрикосовый, еще позже — вишневый, черносмородиновый.
Имейте в виду, что кислые и терпкие соки (клюквенный, вишневый, черносмородиновый, лимонный и др. могут вызывать раздражение незрелой слизистой желудка и кишечника, то есть провоцировать или усиливать срыгивания и нарушения стула. Поэтому кислые соки лучше разводить кипяченой водой
А вот соки с мякотью (сливовый, абрикосовый, морковный) усиливают двигательную активность кишечника, то есть полезны для малышей со склонностью к запорам и нежелательны для детей с неустойчивым стулом. К году ребенку полезно выпивать до 100 мл сока.
Промышленные соки могут быть изготовлены из одного вида фруктов или овощей — моносоки, двух или нескольких видов (купажированные). Они могут быть натуральными или с добавками сахара, лимонной кислоты, витаминов и железа. Использование синтетических красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и т.п. в производстве детских соков категорически запрещено у нас, и за рубежом.
Сколько можно в начале прикорма
Так же, как и при вводе в рацион каши, следует начинать с 1 чайной ложки сока. Идеальное время — утро. Если малыш уже получает кашу и замечательно ее переносит, то сок можно предложить сразу после каши, а затем докормить кроху грудным молоком. В течение дня внимательно наблюдайте за реакцией ребенка, за его стулом и кожей. Если первая ложка не вызвала никаких нежелательных последствий, то на следующий день уже можно предложить 2 ложки.
Так, постепенно увеличивая количество ложек, через месяц малыш уже получает до 30 мл сока. Каждый новый продукт можно вводить не раньше, чем через пару недель после предыдущего.
Прикорм при грудном вскармливании
Материнское молоко – идеальное питание для детей до 6 месяцев. Оно полностью удовлетворяет потребность малышей в питательных веществах и жидкости, поэтому грудной ребенок ребенок не испытывает необходимости во введении дополнительных продуктов питания и/или жидкости в рацион в это время. В возрасте 6 месяцев грудное молоко остается основным продуктом питания ребенка, однако малышу необходимо расширять рацион и вводить в него первый прикорм поскольку одно материнское молоко уже не может в полной мере удовлетворить потребность растущего детского организма в питательных веществах, витаминах и минералах. При этом грудное вскармливание ребенка рекомендуется продолжать до года, а по возможности и дольше. Также стоит помнить, что для ребенка прикорм при грудном вскармливании практически не будет отличаться от прикорма при искусственном вскармливании.
4—6 месяцев: время знакомиться с новыми продуктами
После того как вы убедились в том, что ваш ребенок готов к знакомству с новой пищей, остается выбрать, какой продукт использовать для данной цели. Если у малыша имеются проблемы со стулом или лишним весом, предпочтение отдают овощным пюре. Во всех остальных случаях начинать можно как с овощей, так и с каш. Если вы сомневаетесь, обязательно проконсультируйтесь с педиатром.
Чтобы сформировать у малыша правильные пищевые привычки, его переводят на пятиразовое питание. Ночные кормления нужно постепенно сводить к минимуму. Однако не забывайте, что для ребенка до года просыпаться по ночам вполне нормально. Также нельзя кормить младенца через силу. Если вы заметили, что он уже сыт, прекращайте кормление, даже если порция была съедена не полностью.
Важно! Не нужно пытаться накормить ребенка большим количеством пюре перед сном в надежде на то, что он проспит всю ночь. Таким образом вы можете спровоцировать проблемы с ЖКТ
Когда продукт для прикорма будет выбран, начинайте постепенно вводить его в рацион малыша. Для начала будет достаточно половины чайной ложки. В течение недели давайте только выбранное блюдо, не добавляйте ничего нового и внимательно следите за реакцией ребенка. Если знакомство с продуктом прошло успешно, можно приступать к введению нового компонента. Делается это по той же схеме.
Если ребенок отказывается есть новое блюдо, его можно смешать с уже знакомым, постепенно увеличивая общий объем порции. С возрастом вводить новые компоненты можно будет быстрее, однако пока иммунная и пищеварительная системы ребенка недостаточно окрепли, торопиться не стоит. Если вы начинали с овощных пюре, то после того, как организм ребенка адаптируется к ним, можно приступать к введению каш.
Некоторые дети категорически отказываются пробовать новые продукты. Обычно это касается овощных пюре, имеющих нейтральный или специфический вкус. Не нужно заставлять малыша есть через силу, но и отказываться от попыток «подружить» его с новым блюдом также не нужно. Постепенно он привыкнет к незнакомому вкусу. В некоторых случаях адаптация к новому блюду может растягиваться на 7—14 дней.
Особенности введения каш
Начинать вводить прикорм нужно с безмолочных безглютеновых каш. Подходят гречневая, кукурузная и рисовая. Лучше всего давать промышленные каши, обогащенные железом и другими витаминами. Каши домашнего приготовления менее питательные. Кроме того, не зная технологии их приготовления, можно нанести вред неокрепшему желудку. Разводить готовый продукт стоит грудным молоком или молочной смесью. Каши, разведенные водой, имеют гораздо меньшую питательную ценность. Если у малыша нет аллергии, к каше можно добавлять немного сливочного масла.
Особенности введения мясных и фруктовых пюре
Начинать вводить мясо следует не ранее 6 месяцев. Для мясного прикорма подходит пюре из кролика или индейки. В мясе содержится много железа, необходимого детскому организму. Добавляя мясное пюре к овощному, вы значительно облегчаете процесс усвоения данного элемента.
Фруктовое пюре можно вводить раньше, однако педиатры рекомендуют вводить его после мясного. Фрукты помогают избежать проблем со стулом, а также повысить аппетит. Очень часто фруктовые смеси добавляют в каши, что позволяет улучшить их вкусовые качества.
Важно! Если ребенок страдает от пищевой аллергии, правила введения прикорма для него не меняются. Начинать знакомство с новыми продуктами следует с минимальных порций
Важно исключить высокоаллергенные продукты, например, рыбу и коровье молоко.
Вводить продукты с высоким риском развития аллергии можно только после того, как организм малыша полностью адаптировался к низкоаллергенным блюдам. В отдельных случаях может потребоваться консультация аллерголога. К 5 месяцам объем одной порции составляет в среднем 200 мл.
Естественный прикорм
Это грамотное сочетание обоих подходов, с ориентацией на вашего малыша. И на мой взгляд, естественный прикорм – это идеальный вариант. Возникает закономерный вопрос, с чего начать прикорм и что же нужно делать?
Во-первых, нужно развивать и поддерживать пищевой интерес у ребёнка. Брать с собой за стол во время приема пищи, давать пробовать широкой соломкой нарезанные морковь, огурец или яблоки. И начинать прикорм только когда у ребенка появился пищевой интерес, когда ему интересна еда, он пытается отобрать у вас ложку. Начать можно с того, что обмакнуть ложку в пюре и дать ребёнку попробовать. Также не бойтесь кусочков, дети в состоянии прожевать микродозы гречки, риса или кусочек картошки из вашего супа.
Главное, не надо насильно пытаться накормить малыша.
Кормлением насильно вы только вызовите негативные ассоциации, и, в дальнейшем, когда заставлять будет сложно, вы получите ребёнка, который очень мало ест. Возможно, кто-то помнит такие печальные опыты из своего детства (я, например, теперь не ем клёцки, калину и супы пюре, а многие взрослые с трудом переносят овсянку – привет воспитателям из детского сада).
Не настаивайте на каком-то определённом виде продукта, ребёнок сам знает, что нужно его организму. Он может месяц есть овощи и отказываться от каши, а потом есть каши и мясо, но не есть овощи, и это нормально. Почему беременные хотят мела или побелки – потому что организму не хватает кальция. Так и ребёнок знает, чего ему не хватает сейчас и из каких продуктов это можно получить. Не ест каши? Попробуйте недели через две!
А сейчас хочу привести вам нормы ВОЗ по введению прикорма малышам (информация ниже – с официального сайта Всемирной организации здравоохранения).
Выбираем вид, какой прикорм лучше
Давайте разберемся, чем отличаются друг от друга два основных направления в прикорме: педагогическое и педиатрическое.
- Педиатрический прикорм — самый распространенный и рекомендованный педиатрами. Согласно этой методике, малышу предлагают специальную детскую еду, первый прикорм вводится по схеме, важен порядок введения продуктов. При этом не рекомендовано резко замещать прикормом грудное молоко. Вводить прикорм советуют с 4 – 6 месяцев, ребенка не развлекают за едой и не заставляют есть.
- Педагогический (или естественный) прикорм для грудничков называется так потому, что в основе этого подхода лежит желание вызвать у ребенка интерес к пище, сформировать здоровое пищевое поведение, научить его вести себя за столом. В рамках этой методики уже нет специальных схем кормления.
Многие консультанты по кормлению рекомендуют комбинировать два этих подхода. Мы расскажем о педиатрическом прикорме.
Схема первого прикорма при грудном вскармливании
Грудной малыш получит свою первую порцию овощей или каши на месяц позже, чем ребёнок, находящийся на искусственном вскармливании.
Уже в полугодовалом возрасте ребёнок попробует новый продукт, который поможет расти и развиваться.
В таблице указан прикорм ребенка по месяцам:
Детский возраст | Продукт, входящий в рацион питания |
6 месяцев | Пюре из овощей своих широт (кабачок, тыква, цветная капуста, брокколи, морковь) |
7 месяцев | Безмолочные безглютеновые каши (рис, гречка, кукурузная) |
8 месяцев | Гомогенизированные блюда из мяса (говядина, кролик, индейка, телятина), яйца (желток), картофельное пюре |
9 месяцев | Творог, йогурт и кефир |
10 месяцев | Гомогенизированные фруктовые блюда с мягкими кусочками (груша, банан, яблоко) |
Важно! Начинайте прикорм с каш, если малыш плохо набирает вес. Овощные блюда подойдут для пухленького крепыша.. Любое первое блюдо должно быть однокомпонентным и хорошо измельчённым
Лучше приобрести баночки для специального детского питания
Любое первое блюдо должно быть однокомпонентным и хорошо измельчённым. Лучше приобрести баночки для специального детского питания.
Техническая гомогенизация не допустит попадания комочков в блюдо по сравнению с блюдами домашнего приготовления.
Иногда малыш отказывается употреблять в пищу магазинные полуфабрикаты. Используйте для приготовления первых блюд проверенные и качественные продукты, в безопасности которых вы уверены.
Лучше начинать прикорм с сезонных овощей, самое удачное время для первых экспериментов на кухне – лето.
Вводить новый продукт стоит в геометрической прогрессии. В первый день дайте малышу попробовать новый вкус, суточная доза блюда – 0,5 чайной ложки.
На второй день норму можно увеличить до 1 чайной ложки, на третий – 2 ложки, на четвертый – 4 ложки.
Уже через неделю в меню карапуза появится новое блюдо. Соблюдайте правила новой кухни:
- Вводите прикорм, когда малыш уже показал свою физическую готовность. Если карапуз активно двигает языком и совершает отталкивающие движения, попробуйте первую ложку пюре.
- Не забывайте, что время введения одно продукта составляет от 7 до 10 дней. Перед введением следующего блюда сделайте перерыв в 3-4 дня.
- На протяжении месяца вводятся 3 вида продукта из одной группы (овощи, каши, фрукты).
- В течение дня наблюдайте за реакцией малыша: изменение стула, настроение, газообразование и аллергическая сыпь. При выявлении хотя бы одного признака уберите блюдо из рациона.
- Для грудного малыша прикорм не заменяет кормление. После употребления малышом пюре, докормите карапуза грудным молоком.
- Чтобы было удобно наблюдать за реакцией малыша на определённый продукт, вводите блюдо в первую половину дня.
Важно! Открытая баночка с детским питанием хранится в холодильнике не более 24 часов.
Грудное вскармливание
Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.
Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.
Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).
Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:
- принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
- Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
- осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
- обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
- грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
- совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
- детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
- вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
- поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.
Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.
Вводим прикорм из каши
Каша традиционно вводится в качестве прикорма после того, как ваш малыш уже познакомился с овощами. Обычно это происходит в период около полугода и не ранее 4 месяцев. Прикорм для ребенка на искусственном вскармливании или смешанном вскармливании может состоять из каши чуть раньше «грудничков».
С какой каши начать прикорм? Дело в том, что основной белок злаковых, глютен, у малышей может вызывать сильную аллергию и такие неприятные явления, как боль и вздутие животика.
Так что начинать нужно с безглютеновых злаков: риса и кукурузной крупы. Так же очень хорошо подходит для прикорма гречневая каша.
- Начинайте с одного вида крупы и затем постепенно, через неделю после введения первой каши, предлагайте малышу новую, еще позже можно перейти на смесь круп.
- Предпочтение стоит отдавать кашам промышленного производства — так как они отвечают высоким стандартам безопасности, выполнены на основе проверенного сырья и имеют правильную консистенцию, идеально подходящую для маленького организма.
- Попробуйте начать с безмолочной каши, приготовленной на воде или грудном молоке (а для малышей на искусственном вскармливании — на той смеси, которой вы их обычно кормите).
- Прикорм и запор. Если ребенок склонен к запорам, лучше отказаться от рисовых кашек, отдавая предпочтение гречневым или кукурузным. Каши без молока подходят детям с непереносимостью лактозы или склонным к аллергии.
Начинать давать кашу стоит с небольших количеств — буквально с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем до 100 г в неделю. Причем сначала вводите один вид каши и примерно через неделю-две переходите к другому.
Возможные ошибки родителей
Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.
- Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
- Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
- Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.
Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно
Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка
Питание как воспитание
Прикорм бывает педагогический — и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Педиатрический прикорм – это прикармливание по педиатрическим схемам, когда ребенку вводят определенные продукты (чаще – баночные и коробочные) в соответствии с возрастом. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно. Педагогический прикорм – это знакомство с едой из маминой тарелки. Суть метода: поддержание детского ЖКТ ферментами из грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь оба едят одно и то же), а также стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи. Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол. Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола.
ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ |
1.Основные цели прикорма |
|
· постепенная замена грудного молока на другую пищу |
· адаптирование ребенка к пищевой нише семьи |
2. Как это выглядит |
|
· прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; — пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; — постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь. |
· ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки; · ничего специально для него не готовят; · мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; — на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается. |
3. Возможные плюсы |
|
· маме так спокойнее; · возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.); · можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник); · возможно, кормить более качественными продуктами; · замена кормлений грудью на прикормы. |
· ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все. · не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); — грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; — ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; — после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи. |
4. Возможные минусы |
|
· отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка; · ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. — ребенок труднее научается глотать и жевать; — часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами; · пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям. |
· первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери; · бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула); · ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться). · возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи. |
Источник таблицы: http://www.nnmama.ru
Таблица прикорма грудничков на искусственном вскармливании
Как малышу на искусственном вскармливании нужно вводить прикорм? Таблица по месяцам поможет мамам:
Конечно же, сроки введения прикорма, отраженного в данной таблице, отличаются от сроков для малышей на естественном вскармливании. Прикорм следует начинать уже с 3 месяцев. Объясняется это тем, что даже самые лучшие адаптированные смеси не могут обеспечить малышей всеми необходимыми элементами и витаминами для роста и развития.
Первое блюло, которое вводится малышам на искусственном вскармливании — это фруктовый сок или пюре. С каш начинать прикорм в данном случае не рекомендуется, так как смеси сами по себе более питательны и готовят пищеварительную систему малышей к вводу прикорма.
По статистике у искусственников нет недостатка веса. А вот железодефицитная анемия развивается чаще, чем у грудничков на естественном вскармливании. Именно поэтому для первого прикорма рекомендуют яблочко — в соке или в пюре.
Далее вводят каши, овощное пюре, творог. Затем хлеб, сухарики, желток, кефир, мясо и рыбку. Ну а подробную схему прикорма вам все же сможет подсказать только ваш педиатр, знающий темпы развития и состояние здоровья малыша.
Яйца: прикорм
Самый спорный момент прикорма – как и когда первый раз давать детям желток, рыбу, мясной бульон. Кроме наших рекомендаций следуйте своей интуиции и пищевому поведению ребенка.
Яичный желток чрезвычайно полезен потому что содержит много железа. К полугоду ребенка в его организме истощаются запасы железа, полученные в пренатальном периоде, независимо от того, на каком он находится вскармливании. Становится нужна помощь извне. Однако яйца – частый источник аллергии, поэтому до года ребенку дают только желток. Но тут тоже есть некоторые правила:
- Давайте ребенку желток от яйца, сваренного вкрутую. Если ребенку не нравится желток на вкус, смешивайте его с овощным пюре или кашей и употребляйте его в любое кормление.
- Обычно яичный желток стараются давать с полугода, но иногда педиатры советуют сдвинуть этот график на один-два месяца, если в семье есть аллергики.
Прикорм: каши
Правильно, если самая первая каша малыша будет безглютеновой. Это рис, гречка и специально изготовленная кукурузная каша. Все остальные – овсянка, манка, пшенка – содержат глютен и для начала прикорма не подходят.
- Когда кажется, что каша на воде слишком пресная, то можете готовить ее на грудном молоке или привычной ребенку смеси.
- Если у ребенка имеется склонность к аллергии, начинайте кушать рисовую кашу, а если малыш склонен к запорам – то гречку. Если же ребенок страдает и аллергией и запорами, план таков: начинайте прикорм с кукурузной кашки, а затем переходите на овсяную.
- Когда у ребенка нет проблем с пищеварительным трактом, то вводите кашу в таком порядке: гречка, рис, кукуруза или рис, гречка, кукуруза. После того, как вы попробовали все эти каши, можно переходить к овсянке. Манную кашу ввиду ее высокой калорийности и небогатого витаминами состава лучше предлагать малышу после года.
- Кормите ребенка с ложечки. Даже если ребенок уже находится на вскармливании смесями и вам гораздо проще развести жидкую кашу в бутылочке и так дать ее малышу, то подумайте о ребенке: ему гораздо полезнее кушать ее с ложки, чтобы еда была обработана слюной и лучше переваривалась.
- Можете смешать небольшое количество кашки со смесью или молоком и предложить ее ребенку в конце кормления. Таким образом, желудок ребенка будет заполнен привычной пищей, а новая будет распробована из интереса. Развитие крохи от этого только выиграет.
Обзор
По оценкам, недостаточность питания ежегодно приводит к 2,7 миллиона случаев смерти детей, или к 45% всех случаев смерти детей. Кормление детей грудного и раннего возраста является одним из важных направлений в области улучшения выживаемости детей и содействия их здоровому росту и развитию. Первые два года жизни ребенка особенно важны, так как оптимальное питание в течение этого периода способствует уменьшению заболеваемости и смертности, снижению риска хронических заболеваний и общему лучшему развитию
Оптимальное грудное вскармливание критически важно — благодаря ему можно было бы ежегодно спасать более 820 000 детей в возрасте до 5 лет.
Рекомендации ВОЗ и ЮНИСЕФ по оптимальному кормлению детей грудного и раннего возраста заключаются в следующем:
- раннее начало грудного вскармливания в течение часа после рождения ребенка;
- исключительное грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни; и
- введение надлежащего питательного и безопасного прикорма в возрасте шести месяцев наряду с продолжением грудного вскармливания до достижения ребенком возраста двух лет и больше.
Однако многие дети грудного возраста и других возрастных групп не получают оптимального питания; так, например, в среднем, лишь 36% детей в возрасте до 6 месяцев находится на исключительном грудном вскармливании.
Доработаны рекомендации, отвечающие потребностям детей грудного возраста, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. В настоящее время благодаря антиретровирусным препаратам эти дети могут находиться на исключительном грудном вскармливании до шести месяцев и продолжать находиться на грудном вскармливании, по меньшей мере, до 12 месяцев при значительном снижении риска передачи ВИЧ.
Заключение
Своевременный и правильный прикорм очень важен для здоровья и правильного развития маленького ребенка, но не следует торопиться вводить в его рацион разнообразные продукты. Возможно ЖКТ малыша еще не готов к приему другой пищи, кроме грудного молока. Поэтому ВОЗ не рекомендует вводить прикорм ранее шести месяцев, если только в исключительных случаях. Например, при недоборе веса.
Важно начинать прикармливать малыша небольшими порциями, начиная с чайной ложки, или даже ее половины. Не следует принуждать ребенка есть то или другое блюдо
Маме стоит опираться на желания грудничка и его индивидуальные пищевые потребности. Самое главное, вводить прикорм постепенно и разнообразить его.