Чистоговорки для детей

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками – самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

  • Скороговорка на букву Ж: Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
  • Скороговорка на букву Ч: У четырех черепашек четыре черепашонка.
  • Четыре чертенка: Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.
  • Скороговорка на букву Ш: На опушке в избушке Живут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  • Сшила Саша: Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
  • Шла Саша по шоссе: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • В шалаше: В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
  • Кукушонок в капюшоне: Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
  • Скороговорка на букву Щ: Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.

Чистоговорки на звук ш

Аш – аш-аш – у Марины карандаш.
Аш-аш-аш – сладко спит ребенок наш.
Аш-аш-аш — это котик наш.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ёшь-ёшь-ёшь – шишку себе набьёшь.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
Кыш-кыш-кыш- шутит с кошкой мышь.
Ошка-ошка-ошка – лови мышка кошку.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ош-ош-ош – до чего ж малыш хорош.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Ушка-ушка – мягкая подушка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка-квакушка.
Ушку-ушку – на кровать кладу подушку.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ша-ша- ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Ша-ша-ша — вижу я в воде ерша.
Ша-ша-ша – заберем мы малыша.
Ша-ша-ша – мы любим малыша.
Ша-ша-ша – мы сидим у шалаша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — выходи из камыша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — и пишу я не спеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — мама нянчит малыша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша — наша Саша хороша.
Шей-шей-шей – я боюсь мышей.
Ше-ше-ше – тесно в нашем шалаше.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — забочусь о малыше.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше — это утка в камыше.
Ши-ши-ши — зашумели камыши.
Ши-ши-ши – любят песни малыши.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши – шумят рядом камыши.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — «Ешьте кашу», — напиши.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши — что-то шепчут камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Шо-шо-шо – у костра нам хорошо.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо — помогаю с малышом.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо — у меня все хорошо.
Шо-шо-шо-шо — поёт хорошо.
Шу-шу-шу – будем петь мы малышу.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Шу-шу-шу — я траву кошу.
Шу-шу-шу –я дрова в костер ношу.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу — все, что хочешь, напишу.
Ыш-ыш-ыш – боится кошка мышь.
Ыш-ыш-ыш – плачет в шалаше малыш.
Ыш-ыш-ыш – шуршит под лавкой мышь.

Скороговорки для детей 3-4 года

Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются

  • , ,
  • ,

Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками

Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных , , свистящих, шипящих и звука

Веня и Иван не виноваты
Увидим Вадима и удивим
В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
Внимание: в водоеме водяной
Видите: на диване у Вовы два удава

  • Конфеты — фее, конфетти — Тимофею
  • У Фимы — финики. У Фани — фантики
  • У Федота — фагот
  • Не бубни, бей в бубон
  • Бегу к быку и от быка бегу
  • На копытах — подковы
  • Пете не допить напиток
  • Пони в попоне
  • Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
  • В водоеме воды видимо-невидимо
  • Дома — домовой, в воде — водяной
  • Один да один — два
  • Опятки не на пятке
  • У Антона — антенна
  • У Тани — тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
  • У Капы — компот
  • У кока — какао
  • Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
  • Бабе Яге маги не помогают магией
  • Вьюги не на юге
  • Игнат помогает готовить Инге и Агнии
  • Подходит выходной. В выходной отдохнем
  • На охоте — Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
  • У хана — хна
  • У совы есть совесть
  • Всем бы вместе сесть и поесть
  • Осенью у Сени сени в сене
  • Зимой беззаботная Зоя зябнет
  • Не забудьте незабудки
  • Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»

Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам

Скороговорки для детей 3-4 года

Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да – гудят провода. Да-да-да – теплая вода. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Де-де-де – я не знаю где. Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду. Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи! Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода! Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где? Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил. Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни. День у Дины, два — у Димы.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому дедушке седому!

Что такое скороговорка?

Скороговорка (определение для детей) — это шуточное народное творчество, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Скороговорка (определение из толкового словаря) — это специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Как развивать речь с помощью скороговорок?

Способов улучшить речь — масса, но многие (такие как голосовые тренинги) стоят денег. Скороговорки — самый простой, доступный и бесплатный способ. Чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции, достаточно следовать 6 шагам:

  1. Правильно выучить
    Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро — критическое заблуждение. Этим вы только портите дикцию. Сначала проговаривайте скороговорку или сложное слово медленно, по слогам. Главная задача на этом шаге – правильно выучить скороговорку. Для примера возьмем: «На дворе трава, на траве дрова». Основные сложные буквы здесь – это Р, Д, Т, для кого-то и В. Разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая сложные буквы: «На ДВо-Ре ТРа-Ва, на ТРа-Ве ДРо-Ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. И отрабатывая каждый звук в скороговорках, вы добьётесь лёгкости в произношении слов в повседневной речи.
  2. Шёпот
    Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию: произнесите текст шёпотом. Звуки, которые вы произносите, должны быть тихими, но четкими. Представьте себя суфлёром в театре, ваш шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.
  3. Растягивать
    Проговаривайте скороговорку растягивая трудные буквы в разных сочетаниях: «На дво-ррррр-е т-ррррр-ава, на т-ррррр-аве д-ррррр-ова»; «н-ааааа дв-ооооо-ре тр-аааааа-в-ааааа»; «н-ааааа т-ррррр-ааааа-ве д-ррррр-ооооо-вааааа». Именно таким способом и прорабатываются труднопроизносимые буквы. Короткие согласные звуки, которые нельзя растянуть, можно многократно повторять: «на д-д-д-д-д-воре т-т-т-т-т-рррррр-а-ва» — похоже на заикание, но это упражнение для развития речи.
  4. Интонации
    Когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией, повышая и понижая громкость голоса. Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Смотрите эталонный пример такой работы в скороговорке-загадке от диктора Сергея Вострецова.
  5. Скорость
    Только после первых 4 шагов можно увеличивать скорость скороговорки, не потеряв качество произнесения звуков.
  6. Музыка (дополнительно)
    Включите музыку, бит, метроном комфортного темпа и проговаривайте текст, стараясь попасть в ритм мелодии. Мозгу гораздо легче запомнить скороговорку, воспринимая её как песню. Меняя темп музыки, добиваемся достойной скорости произношения.

Скороговорки на букву “А”

  1. На горе Арарат растет крупный виноград.
  2. У Аграфены и Арины растут георгины.
  3. Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.
  4. Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд. (Лал — рубин)
  5. Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?
  6. Астра спросит остро и трезво: разве зря я взрываюсь лезвиями?
  7. Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
  8. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  9. Брит Клим брат, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат.Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, а брат Игнат бородат.
  10. Летела гагара над амбаром, а в амбаре сидела другая гагара.
  11. Астронавты на орбите.Акробаты на Арбате.
  12. Аист крылья расправляет, Аист книгу раскрывает. В книге – буквы и слова. Аист видит букву А. И, надев, очки на нос, Он читает: – АБ-РИ-КОС.
  13. Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.
  14. Буква А, где тетя Аня? Дочку Аню парит в бане. Баня Аню прогревает, Аня баню обожает.
  15. Алла астры собирала, из астр букеты составляла.
  16. Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном. Кто из них вам еще не был знаком?
  17. Алеша Ульяне сигнал подает, Ульяна услышит – Алешу найдет.
  18. Варвара варила, варила, да не выварила.

Чистоговорки и скороговорки для детей старшего дошкольного возраста

Август. Алеет за лесом закат. Алые аисты к лесу летят, Астры зарделись на клумбах в саду, Алые тени дрожат на ветру, Алые утки по пруду скользят, Жаль, что уже отгорает закат.

Ба-бо-бы — на дворе стоят столбы Бу-бы-ба — из окна торчит труба Ба-ба-ба — на крыше труба, Бей-бей-бей — прилетел воробей, Би-би-би-прилетели голуби, Бой-бой-бой — полетали над трубой, Бу-бу-бу — сели птицы на трубу, Бе-бе-бе — птицы на трубе.

Вертлявый ветер вырывал Ворота, как вертушки. Ворчливый ворон воровал Вчерашние ватрушки. Испугался грома Рома, Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за углом.

Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Ужу-жу-жу — молока дадим ежу. Жа-жа-жа — есть иголки у ежа. Жи-жи-жи — здесь живут ежи. Же-же-же — дождь прошел уже. Жо-жо-жо — на улице свежо.

Жу-жу-жу,жу-жу-жу, я на веточке сижу, Букву Ж всё твержу, Зная твердо букву эту, Я жужжу зимой и летом.

Жа-за, жа-за — идет жадная коза, Зы-жи,зы-жи — дядя делает ножи, Зу-жу,зу-жу — молока дадим ежу.

Ло-ло-ло — на улице тепло, Лу-лу-лу — стул стоит в углу, Ул-ул-ул — у нас сломался стул. Оль-оль-оль-мы купили соль.

Петя пилил пилой пень. Поле-то не полото, Поле-то не полито. Просит полюшко попить — нужно полюшко полить.

Ра-ра-ра — начинается игра, Ры-ры-ры — у мальчиков шары. Ро-ро-ро — у нас новое ведро, Ру-ру-ру — продолжаем мы игру. Ре-ре-ре — стоит домик на горе, Ри-ри-ри — на ветках снегири, Ар-ар-ар — кипит наш самовар, Ор-ор-ор — созрел красный помидор, Ир-ир-ир — мой папа командир. Арь-арь-арь — на столбе висит фонарь. Ра-ра-ра — у мышки есть нора. Ре-ре-ре — носим воду мы в ведре Ра-ра-ра — весь мусор уберем с утра, Ро-ро-ро — весь мусор соберем в ведро, Ре-ре-ре — метем усердно во дворе, Ри-ри-ри — двор убрали — раз, два, три. Ры-ры-ры — не заметили жары. Ра-ра-ра -Кате спать пора, Ры-ры-ры — летают комары.

В аквариуме у Харитона четыре рака и три питона.

Са-са-са — в лесу бегает лиса, Со-со-со — у Вовы колесо, Ос-ос-ос — на поляне много ос, Су-су-су — было холодно в лесу, Усь-усь-усь — на лугу пасётся гусь.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усталый сом, Спят и лес, и степь, и сад. Стадо спит, пастух и пёс. Смолкли скрипы, песни, смех. Сон в страну свою унес всех.

Та-та-та — у нас дома чистота, Ты-ты-ты — сметану съели все коты, Ти-ти-ти — съели кашу всю почти, Тё-тё-тё — отложили мы шитьё, То-то-то — стали мы играть в лото. Ать-ать-ать — мы идем гулять, Ат-ат-ат — берём с собою самокат. Ткет-ткач — ткани на платки Тане.

Три сороки, три трещотки Потеряли по три щётки: Три сегодня, три вчера, Три ещё позавчера!

Устала утка на пруду учить своих утят. Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится: — Ну что из них получится!?

У Фани — фуфайка, у Феди — туфли.

Фокусник во фрак одет, факел превратит в букет, Фея выскочит оттуда, фокус это или чудо.

Хохотушка буква Х рассмеялась: — Ха ха-ха!

Ча-ча-ча — горит в комнате свеча, Чу-чу-чу — молоточком я стучу, Оч-оч-оч — наступила ночь.

На часок мы зашли к черепашке, Черепашка подала чайник, чашки, Поползла потом к соседке за чаем, Что-то долго мы хозяйку ожидаем.

Рыжая овечка, Дай шерсти колечко, Дай овечка, молочка, Кашу сварит печка.

Ша-ша-ша — моет мама малыша, Шу-шу-шу — я письмо пишу, Аш-аш-аш — у Марины карандаш.

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. Ща-ща-ща — мы несём домой леща, Ащ-ащ-ащ — мы наденем плащ.

Этой щёткой чищу зубы, Этой щёткой башмаки, Этой щёткой чищу брюки, Все три щётки мне нужны.

Юла возле Юли крутится, поёт, Юле спать не дает.

Я однажды видел сам: Як летал по небесам, Ястреб плавал в океане, Ягуар бежал от лани, Ясень по полю ходил, Язь в лесу грибы удил, Я не вру, поверьте мне, Я видал это во сне.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорка на букву Ч

  1. У четырех черепашек четыре черепашонка.
  2. Четыре чертенка
  3. Четыре черненьких, чумазеньких чертенкаЧертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

  1. На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
  2. Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
  3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  4. В шалаше шуршит шелкамиЖёлтый дервиш из АлжираИ, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
  5. Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!

Скороговорки на буквы Щ и С

  1. Два щенка, щека к щеке,
  2. Щиплют щетку в уголке.
  3. Щуку я тащу, тащу,Щуку я не упущу.
  4. Волки рыщут, пищу ищут.
  5. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
  6. У осы не усищи, а усики.
  7. У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь.
  8. Мама, нас ты не ищи,Щиплем щавель мы на щи.
  9. В роще щебечут стрижи,Чечетки, щеглы и чижи.
  10. Чащи чаще в нашей пуще.В нашей пуще чащи гуще.
  11. Щебетал щегол и щелкал,Раздувал, как шарик, щеки.Из пруда глядела щука,Удивлялась, что за штука.

Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы — есть хотят птенцы. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу. Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо. Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу. Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца! Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу! Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо. Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы! Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца – слушай сказку до конца. Цу-цу-цу – дело близится к концу. Цы-цы- цы – обрубаем все концы. Це-це-це – что узнаем мы в конце? Ец-ец-ец – зиме конец. Ец-ец – летит скворец. Ца-ца-ца – мы видели скворца. Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница. Цыпленок пьет из блюдца воду.

Упражнения для дикции

Речь может приобретать новое звучание с течением времени. Актеры умеют изменять дикцию, подстраиваясь под роль и используемый текст. Для этого не нужны долгие часы тренировок. Работа над дикцией продолжается всего от пятнадцати минут в день. За несколько месяцев можно разработать артикуляционный аппарат.

Основные упражнения:

  • Осмотр артикуляционного аппарата. Проще говоря, покривляйтесь перед зеркалом. Научитесь чувствовать свои речевые органы и правильно ими пользоваться. Для этого стоит избавиться от мышечных зажимов. Вам поможет такая техника: сначала расслабьтесь, лицо должно быть максимально спокойным. Подвигайте губами. Подожмите их, вытяните, беззвучно поговорите. Затем откройте рот. Чтобы почувствовать мягкое небо, зевните.
  • Упражнения для языка. Расслабьтесь. Посмотрите в зеркало, как именно лежит язык в ротовой полости. Он должен расслабленно находиться в нижней челюсти, полностью опущенным. Если язык лежит горбом, он напрягает гортань. Это влияет на артикуляцию и дикцию. Определите, есть ли у вас такой дефект. Если он имеется, поищите комфортное положение для языка. После можно приступить к небольшим упражнениям. Пошевелите языком. Скрутите его несколько раз, сделайте круговые движения. Высуньте кончик языка и быстро подвигайте им в разные стороны. Постучите кончиком языка по внутренней стороне зубов. Старайтесь сделать язык максимально твердым. Затем несколько раз произнесите звуки «т» и «д».
  • Техника для укрепления мышц гортани. Помогут следующие уроки. Сделайте короткий, но глубокий вдох через нос, а затем резко выдохните через рот со звуком «Фу». После энергично и быстро произносите поочередно звуки «к» и «г», используя всю силу голоса.
  • Тренировка губ. Надуйте щеки и сильно сожмите губы. Резко произносите звуки «п» и «б».
  • Техника освобождения зажима нижней челюсти поможет выработать ее подвижность. Откройте рот и подвигайте челюстью в стороны. Делайте это движение, пока мышцы не устанут. Быстро постучите зубами друг о друга. Такое упражнение расслабит челюсти.
  • Слушайте себя. Запишите голос на диктофон и проанализируйте, какие ошибки вы делаете. Где проглатывается звук, где вас не устраивает звучание голоса. Это нужно для развития вашей речи.
  • Техника чтения текстов вслух. Читайте не спеша и с выражением. Взяв за тренировочный текст для упражнения стихи, очень удобно тренироваться. Стихи нужны для развития контроля над вашим звучанием. С помощью стихов выявляются многие проблемы с дикцией.
  • Произношение скороговорок. Выясните, какие буквы даются вам сложнее всего. На них стоит обратить максимум внимания и тренировать их произношение для развития речи. Не пытайтесь произносить текст как можно быстрее. Начинайте с умеренного темпа. Ваша главная задача – не выдать как можно больше слов в минуту, а постараться произнести их наиболее внятно и правильно. Начинайте тренировать дикцию с небольших скороговорок.

Вспомните школьные уроки. К примеру, такой текст: «На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора» или «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Есть более сложные скороговорки, после которых улучшается техника произношения нескольких букв. Для детей они слишком сложные, но отлично подойдут для улучшения дикции взрослых людей:

«В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент»

  • Тренируйтесь в произношении звуков, чтобы выработать правильную речь. Быстро повторяйте буквосочетания согласных. К примеру, «дрт». На выдохе тяните долгий звук. Можно использовать такие звуки, как «Рьрьрьрь» или «сссссс».
  • Выполняйте упражнения с карандашом в зубах. Эта техника эффективна, уроки с ее использованием популярны в ораторском искусстве. Попробуйте положить в рот карандаш, при этом язык разместите на нем. Затем попробуйте вслух читать текст пятнадцать минут, не разжимая зубов. После достаньте карандаш и повторите прочитанный текст. Будут заметные улучшения – речь станет намного четче. И чем чаще вы выполняете упражнение, тем внятнее станет дикция.

Для владения ораторским искусством и эффективного общения необходима хорошо поставленная дикция. И вы улучшите свою речь, если будете усердно над ней работать.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей

Сложные скороговорки для детей — самая занимательная игра

Скороговорки — это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов

Скороговорки

  • эффективно тренируют артикуляцию звуков
  • способствую приобретению навыков правильной речи
  • исправляют дефекты речи
  • избавляют от косноязычия
  • развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.

Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно

Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:

  1. Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.

Важно:

  • Не ждите, что малыш повторит все и сразу
  • Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
  • Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
  • Количество занятий: не ограничено
  1. Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом — четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
  2. Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!

Чем сложнее скороговорка, тем интереснее ее выучить

Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»

Чистоговорки на т

Ат-ат-ат – берем с собой самокат.
Ат-ат-ат – бесподобный аромат!
Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Ит-ит-ит — каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
От-от-от — испугался серый кот.
От-от-от — летит в небе самолет.
От-от-от – пусть поест бездомный кот.
От-от-от – спит в пальто бездомный кот.
Та-та-та – будет в доме красота.
Та-та-та – вижу под мостом кота.
Та-та-та – поймай кота.
Та-та-та – у нас дома чистота.
Та-та-та – я везу кота.
Та-та-та, открывайте ворота.
Та-та-та, та-та-та — хвост пушистый у кота.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
Те-те-те – страшно мне на высоте.
Те-те-те – чайник на плите.
Ти-ти-ти – как приятно их нести.
Ти-ти-ти – нужно рыбки принести.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
То-то-то — мне не холодно в пальто.
То-то-то – под котом лежит пальто.
То-то-то – поем батон.
То-то-то – стали мы играть в лото.
То-то-то – я иду в пальто.
То-то-то — я люблю играть в лото.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ту-ту-ту — мышка нравится коту.
Ту-ту-ту – поет петух.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ту-ту-ту – прохожу я по мосту.
Ты-ты-ты — на лугу растут цветы.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты — у куклы белые банты.
Ты-ты-ты — я люблю цветы.
Ты-ты-ты – я нарвал в саду цветы.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ят-ят-ят – птички летят.

Как развивать речь с помощью скороговорок?

Способов улучшить речь — масса, но многие (такие как голосовые тренинги) стоят денег. Скороговорки — самый простой, доступный и бесплатный способ. Чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции, достаточно следовать 6 шагам:

  1. Правильно выучить
    Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро — критическое заблуждение. Этим вы только портите дикцию. Сначала проговаривайте скороговорку или сложное слово медленно, по слогам. Главная задача на этом шаге – правильно выучить скороговорку. Для примера возьмем: «На дворе трава, на траве дрова». Основные сложные буквы здесь – это Р, Д, Т, для кого-то и В. Разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая сложные буквы: «На ДВо-Ре ТРа-Ва, на ТРа-Ве ДРо-Ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. И отрабатывая каждый звук в скороговорках, вы добьётесь лёгкости в произношении слов в повседневной речи.
  2. Шёпот
    Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию: произнесите текст шёпотом. Звуки, которые вы произносите, должны быть тихими, но четкими. Представьте себя суфлёром в театре, ваш шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.
  3. Растягивать
    Проговаривайте скороговорку растягивая трудные буквы в разных сочетаниях: «На дво-ррррр-е т-ррррр-ава, на т-ррррр-аве д-ррррр-ова»; «н-ааааа дв-ооооо-ре тр-аааааа-в-ааааа»; «н-ааааа т-ррррр-ааааа-ве д-ррррр-ооооо-вааааа». Именно таким способом и прорабатываются труднопроизносимые буквы. Короткие согласные звуки, которые нельзя растянуть, можно многократно повторять: «на д-д-д-д-д-воре т-т-т-т-т-рррррр-а-ва» — похоже на заикание, но это упражнение для развития речи.
  4. Интонации
    Когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией, повышая и понижая громкость голоса. Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Смотрите эталонный пример такой работы в скороговорке-загадке от диктора Сергея Вострецова.
  5. Скорость
    Только после первых 4 шагов можно увеличивать скорость скороговорки, не потеряв качество произнесения звуков.
  6. Музыка (дополнительно)
    Включите музыку, бит, метроном комфортного темпа и проговаривайте текст, стараясь попасть в ритм мелодии. Мозгу гораздо легче запомнить скороговорку, воспринимая её как песню. Меняя темп музыки, добиваемся достойной скорости произношения.

Чистоговорки на звук ц

Ац-ац-ац – у меня матрац.
Ец-ец-ец – летит скворец.
Ец-ец-ец – зиме конец.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ец-ец-ец — там стоит дворец.
Ец-ец-ец – я сегодня молодец!
Ец-ец-ец — певец выстроил дворец.
Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца – два кольца.
Ца-ца-ца — дождик льется без конца.
Ца-ца-ца – мы видели скворца.
Ца-ца-ца – слушай скуку до конца.
Ца-ца-ца – я у папы умница.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца — брысь, котенок, от яйца!
Це-це-це – гуляла я на улице.
Це-це-це – что узнаем мы в конце?
Це-це-це, це-це-це — вот вам сказка о яйце.
Цо-цо-цо – в ванной вымою лицо.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо — курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
Цу-цу-цу – дело близится к концу.
Цу-цу-цу – день приблизился к концу.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу — киска тянется к яйцу.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу — не пускать его к яйцу!
Цы-цы- цы – обрубаем все концы.
Цы-цы-цы — есть хотят птенцы.
Цы-цы-цы – на дворе поют скворцы.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цы-цы-цы – съели огурцы.
Цы-цы-цы — мы помыли огурцы.
Цы-цы-цы — есть у ласточки птенцы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector