Конспект индивидуального логопедического занятия «постановка звука [р]»

Содержание:

Автоматизация звука Р в словах (со стечением согласных):

ПравдаПравыйПраздникПравильныйПравоПрадедПрактикаПрачка ПробкаПробаПродуктыПросоПростойПроводПродатьПроход ПрутПрутикПрудПружинаПрыгатьПрыжокПрыгунПрыгунья
ГрадГрачГрафГраммГранатГранатаГрамота ГраблиГрачатаГрафинГрафиняГрадусникГрадусыГраница ГромГрозаГрохотГромкийГрозныйГрузГрузить ГрубыйГрустныйГрузитьГрушаГруппаГрузовикГруздь ГрызунГрызтьОградаНаградаИграФотографияИгрушка
КраскаКрабКрапиваКранКрайКрасотаКрасный КротКровКровьКронаКрохаКроссКролик КругКрупаКрутитьКружитьКружокКрутоКрутой КрышкаКрытьКрысаКрышаКрышкаКрыльяКрым

Способ постановки звука при искажении фонемы

Постановка фонемы при искажении. Эта форма нарушения наиболее сложна при коррекции. Здесь родителям не обойтись без помощи учителя-логопеда. Индивидуальные занятия по постановке звука проводятся один или два раза в неделю. Частотность занятий определяется логопедом. Выделяются основные виды искажения:

  1. Горловое, при котором звук произносится как во французском языке. Образуется звук вследствие вибрации мягкого нёба, а не кончика языка.
  2. Носовое искажение образуется за счет выхода воздушной струи через нос, вибрация языка отсутствует. На слух искажение звучит как сочетание «нг».
  3. Боковое искажение происходит из-за вибрации боковой части языка, при этом слышится сочетание «рл».
  4. Губное искажение («кучерское») образуется за счёт вибрации губ ребёнка, язык пассивен, не участвует в произношении.
  5. Одноударное искажение характеризуется недостаточной вибрацией языка. Звук становится похожим на английское «р».
  6. Щёчное искажение формируется за счёт вибрации щёк, язык пассивен, как и при губной форме.
  7. Увулярное искажение происходит при вибрации увулы (мягкого язычка).

На первом этапе проводится полное логопедическое обследование артикуляционной системы. Частой причиной формирования искажений является укороченная подъязычная связка. Многие специалисты советуют при этом провести подрезание связки с целью улучшения двигательной функции. Но хирургическое вмешательство будет болезненным для ребёнка и повлечёт долгий период заживания. Растянуть подъязычную уздечку возможно средствами артикуляционной гимнастики.

Упражнение «Гармошка». Проводится при успешном освоении упражнения «грибок». Попросите ребёнка «присосать» язычок к твердому нёбу, затем постепенно открывать и закрывать рот, оставляя язык наверху. В первые разы ребёнок будет чувствовать дискомфорт или боль от натяжения связки. Упражнение проводится постепенно, без резких растягиваний. Уздечка будет растягиваться, и язык станет подвижнее. В случаях слишком короткой и плотной уздечки период растягивания может занять не один месяц. Упражнения следует выполнять по 10-15 минут в день.

Способы вызывания звука

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Первый прием – диагностика.

Если звук попросту отсутствует «научить» язык и губы принимать нужную форму для его произношения легче, чем, если уже есть искаженное произношение. Переучиваться всегда сложнее, а особенно если оно закреплялось не один десяток лет, как это порой бывает у взрослых.

Первое, что будет делать логопед на приеме – это устанавливать какие звуки выговариваются неправильно и что именно нужно сделать, чтобы помочь вам изменить ситуацию. Процесс будет идти легче и проще, когда все хорошо с физиологической и аудиологической точки зрения . То есть органы речи и слух функционируют нормально.

Но бывает и так, что произносить сложный звук правильно человек не может в силу других причин. Например, короткая уздечка делает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение, что не позволит освоить «р», «ш», «ж», «л». Нарушение фонетико-фонематического восприятия осложнит дифференциацию схожих звуков: «с»-«з», «п»- «б», «д»- «т». Общее снижение слуха тоже является препятствием, затрудняющим формирование правильной речи.

Сочетание и учет всех факторов необходимы, чтобы оценить объем предстоящей работы, выяснить, нужны ли консультации других специалистов и составить индивидуальный план исправления звукопроизношения. Иногда этот план может быть очень коротким и составлять пять встреч, некоторые звуки (например, «ль») при помощи специалиста могут «встать» уже на первом занятии и тогда еще четыре нужны будут для умения произносить трудный звук в речи.

Способы постановки

Заниматься коррекцией нужно поэтапно. После подготовительной работы следует этап постановки.

Есть несколько способов, которыми вы можете воспользоваться для занятий дома:

  • От упражнения «Грибок». Когда язык занимает нужное положение, ребенок с силой выдыхает на кончик языка. В итоге получается вибрация. Для этого способа у ребенка должен быть сформирован сильный выдох.
  • Механический или «Болтушка». Для этого способа вы можете использовать шариковый зонд, но в домашних условиях родители могут воспользоваться ватной палочкой. Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик», а взрослый тем временем помещает кончик ватной палочкой под язык и совершает колебательные движения из стороны в сторону. У вас получится сочетание ДР. Но обязательно следите за тем, чтобы звук Д в упражнении был четким. Для удобства ребенок может находиться в положении лежа.
  • От сочетания ЗЖ. Широкий язык поднят за верхние зубы и ребенок длительно произносит ЗЖ. Он ощущает легкую вибрацию и при более сильном выдохе получится Р.

Это самые популярные способы постановки сонорного звука самостоятельно в домашних условиях. У детей с нормальным речевым развитием данный звук появляется путем звукоподражания. При условии, что его артикуляционный аппарат подготовлен. К возрасту пяти лет ребенок должен четко выговаривать все группы звуков.

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Р (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало рака, не стало ведра и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3.»Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4.»Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Р, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, ракета, лапа, рак, рама. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука Р).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, ракета — много ракет, рука — много рук, двор — много дворов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ВЕДРО, к маленькому — ВЕДЕРКО.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — рукА, но две, три, четыре -рукИ, пять — рук). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

  • Карточки для игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Р при помощи картинок станет веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как ваш малыш весело, задорно, а главное правильно разговаривает.

Вам также будет интересно:

  1. Занятия по автоматизации звука Р
  2. Дифференциация звуков

Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!

Подготовительный этап

Для подготовки речевого аппарата используют артикуляционную и дыхательную гимнастику. На индивидуальных занятиях с ребенком разбирают правильное произношение звука «Рь»:

  • губы раскрыты;
  • зубы разомкнуты;
  • спинка языка поднята и слегка выдвинута вперед;
  • кончик упирается в альвеолы и вибрирует.

Для облегчения восприятия используют графические картинки. Все упражнения из арт. гимнастики выполняются перед зеркалом. Комплекс направлен на отработку подъема и движений кончика языка.

«Лошадка» — при открытом рте, цокать языком, важно чтобы челюсть не двигалась. «Маляр» — кончиком языка двигаться от альвеол верхних зубов к нёбу

«Грибок» — рот открыт, широкий язык плотно приклеивается к небу и удерживается. Из этого положения делается «Гармошка» — челюсть нижняя опускается и поднимается, язык остается в том же месте.

Для создания вибрации делают дыхательную гимнастику. Кусочек ватки кладут на кончик носа, широкий язычок высовывается, принимает позу «чашечки», ватка сдувается.

Полезно сдувать бумажные шарики, султанчики, ветродуйчики. Делать это нужно каждый день, несколько раз

Важно контролировать ребенка, чтобы он не надувал щеки

Нельзя обозначить четкие сроки прохождения подготовительного этапа. При дислалии на него уйдет от месяца до года. При дизартрии срок увеличивается. Дополнительно делают логопедический массаж, физиотерапию.

Если проблема вызвана соматической ослабленностью, то ребенка закаляют, повышают его иммунитет, выносливость. Не торопите дошкольника, иначе у него появятся вторичные проблемы.

Особенности артикуляции

Проблема неправильного звукопроизношения (если у ребенка нет других речевых проблем, например, дизартрии) сонорных звуков − это трудность в их артикуляции. Особенно это касается Р, поэтому логопеды советуют не паниковать родителям, если их ребенок в три года не «рычит». Артикуляционный аппарат должен быть подготовлен, что и происходит к 4-5 годам, поэтому обязательно проводите с ребенком артикуляционную гимнастику.

При произнесении Р органы артикуляционного аппарата занимают следующее положение:

  • рот открыт, губы находятся в положении последующего за Р гласного звука;
  • язык должен быть широким, находиться за верхними зубами и касаться альвеол, боковые края приподняты; по форме он похож на небольшой ковшик;
  • мягкое небо поднято;
  • голосовые связки вибрируют.

Кроме правильного положения органов артикуляционного аппарата, нужна сильная воздушная струя, потому что при выдохе она направлена на кончик языка, в результате чего получается его вибрация и «рокочущий» звук.

Речевой слух

Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.

Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

  1. Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
  2. Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
  3. З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.

Речевой слух

Основная причина ротацизма — нарушения фонематического слуха. Не стоит путать с это глухотой. У детей с данной проблемой хороший физиологический слух. Но они не могут выделять на слух фонемы родного языка. При невозможности дифференцировать звуки, происходит их замена в речи.

Причин нарушения фонематического слуха несколько. В современном мире многие родители предпочитают с младенчества приучать детей смотреть мультфильмы, фильмы и другие продукты телевидения. Все они созданы с помощью компьютерных программ. Искусственная речь отличается визгливостью, громкостью и резкими скачками интонации. В итоге ребенок, не слыша образца нормальной речи, не учится ее различать и выделять из общего шума.

Больше разговаривайте с ребенком, произносите слова правильно, не «сюсюкайте»

Проверить фонематический слух очень легко. Для этого ребенку предъявляют ряд картинок. На первой он должен найти предмет с заданной гласной. Например, найти все картинки со звуком «и». Далее он должен сделать аналогичное задание, но уже с согласным. После его просят определить первый звук в словах «аист», «облако» и т.п. Состав слов постепенно усложняется.

Упражнения на постановку звука «Р»

Многие логопедические исследования показывают, что привитие ребенку верного произношения звука «р» — очень сложная задача. Чтобы справиться с этим, следует использовать разные методы, например упражнения для постановки звука «р».

Они варьируются в зависимости от возраста ребенка.

Малышам в возрасте до четырех лет подойдут упражнения в игровой форме:

• Вместе с ребенком заучивайте и читайте вслух детские стишки, поговорки и скороговорки, в которых активно используется звук «р»
• Пусть кроха попробует имитировать звуки транспорта или животных. Задавайте ему наводящие вопросы (Как едет автомобиль? – Др-др-др. Как рычит тигр? – Рррррр.)

Ребятишкам постарше подойдут другие упражнения:
• Попросите ребенка, растянув губы в улыбке, покусывать кончик язычка. Повторять упражнение следует 7-10 раз, оно активирует мышцы кончика языка.
• Пусть малыш вслух пересчитает зубы, используя для счета собственный язык.
• Можно немного поиграть в дразнилки – предложите крохе как можно быстрее высовывать язык и засовывать его обратно в рот.

Выполнять упражнения следует постоянно. Это поможет развить артикуляционный аппарат малыша, и он сам научится выговаривать звук «р», без обращения к специалисту-логопеду.

Постановка звука Р поэтапно логопедом у детей

Логопедический массаж для постановки звука . Он применяется при нарушениях движений мышц языка.  Массаж проводится специальным стерильным инструментарием: логопедическими зондами. Проводить массаж должен только учитель — логопед, так как необходимо знать, что вид массажа зависит от нарушения двигательных функций мышц. В одних случаях необходим расслабляющий массаж, а в других тонизирующий.

Смешение звука проявляется постоянными заменами на другие звуки. При этом фонемы и произносятся изолированно правильно. Ребёнок может порычать, но, произнося слова с данными звуками, постоянно заменяет их на другие фонемы. Данное нарушение свидетельствует о недоразвитии процессов фонематического слуха. Такая форма нарушения предполагает закрепление звуков и в речи, и развитие фонематического слуха.

Причины отсутствия правильного «р»

Есть несколько причин, провоцирующих сложности с развитием речи малыша. Некоторые из них у родителей получится устранить своими трудами в домашних условиях, для борьбы с другими придется обратиться к специалисту.

В любом случае, самостоятельно выяснять причину не рекомендуется. Лучше посетить логопеда, который поможет ее определить, порекомендует, какие меры предпринять, объяснит, какие упражнения будут наиболее эффективными.

Индивидуальное строение уздечки

Плохое развитие уздечки языка нередко становится причиной затруднений речи, часто пресекает все усилия малыша правильно выговаривать слова. Дефект не позволяет достать языком до верхнего неба, что препятствует воспроизведению звуков. Только специалисту под силу определить степень проблемы, логопед также решает, как воздействовать на проявление. В особо сложных случаях проводится хирургическое вмешательство.

Плохое развитие артикуляционного аппарата

При слабой работе мышечной ткани развитие речи также происходить будет с затруднениями, появится горловое произношение звука «р». Помочь здесь способны только специальные упражнения, которые проводить можно дома, предварительно проконсультировавшись с логопедом.

Проблемы в речевом слухе

Нарушения речевого слуха также приведут к проблемам с речью. Неправильное воспроизведение слов – не повод для смеха, с забавным произношением бороться нужно немедленно, иначе на исправление дефектов уйдет немало усилий и времени.

Неправильный прикус зубов

Если у малыша нарушен прикус, воспроизведение некоторых букв принесет немало сложностей. В первую очередь необходимо навестить логопеда, затем – стоматолога. Обычно после устранения дефекта происходит активное развитие речи.

Неправильное речевое дыхание

Один из дефектов, напрямую связанный с произношением – неправильный поток воздуха во время дыхания (при дизартрии, заболеваниях дыхательных путей). Исправлять проявление придется рядом упражнений, которые разрабатываются врачом индивидуально. Цель гимнастики – исправление нарушенного дыхания.

Постановка звука р при горловом произношении и конспект по самостоятельной тренировке

Игра «Путаница». Попросите ребёнка произнести вслед за вами цепочку слогов со сходными звуками: ра-ла-ра, ва-ра-да. Следите за правильностью повторения. Поправляйте ошибки.

Игра «Поймай звук». Предложите ребёнку послушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши, услышав звук : к, р, л, с, м, р, з, д, р. Далее упражнение повторяется на слогах и словах, содержащих эти звуки. Произнося звуки, выделяйте их голосом, чтобы малышу было легче на первых этапах обучения.

Игра «Звук потерялся». Предложите малышу послушать слова и определить есть ли в них звук или . Если звук «живёт» в этом слове, то ребёнок хлопает в ладоши или поднимает вверх руку.

Важным этапом в формировании произношения звуков и является автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Автоматизация представляет собой закрепление звуков и введение их в речь. Не закрепленные звуки легко могут потеряться, и нарушение вернётся вновь. Закрепление происходит в несколько этапов: автоматизация в слогах, в словах, в предложениях и в текстах. Правильно подобрать речевой материал поможет учитель-логопед.

Дифференциация также важна при ротацизме и параротацизме, в вариантах замены и смешения звуков. Этот этап поможет развить фонематический слух и точнее отличать сходные по звучанию фонемы.

Постановка звуков или зависит от формы нарушения. Способы постановки различны. Важным при постановке звуков является принцип постоянства и системности. Занятия следует организовать еженедельно или чаще, исходя из совета логопеда. Родителям необходимо соблюдать рекомендации логопеда по организации артикуляционной гимнастики и прочих упражнений дома. Основные этапы формирования речевого уклада: постановка, автоматизация и дифференциация звука. Заниматься следует в игровой форме, повышая интерес к речевым играм. Постановка звуков  и у взрослых подчинена тем же принципам, что и у детей. В данном случае осложняется этап закрепления звука, так как речевой уклад у взрослых людей сформирован. Постановка и закрепление звуков в речи взрослых людей занимает больше времени, чем у детей. Автоматизация звука требует самоконтроля и терпения со стороны обучаемого. При соблюдении правил результат не заставит себя ждать!

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

Комплекс арт-упражнений.

Формы ротацизма:

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.

Причины:

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Автоматизация буквы «Р».

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Этап второй – от звука к фразе.

Постепенно, шаг за шагом, вы будете учиться вставлять звук в речь. Артикуляционная гимнастика – по-прежнему ваш друг и помощник, но воспроизводить проблемный звук вам все легче и легче. Пора переходить к слогам, в упражнениях оттачивая соединение согласного со всеми гласными. Точнее, с теми, которые соответствуют области вашей работы с логопедом, мы же помним, что звук не равен букве. Если, вы осваиваете , то это будут ра-, ро-, ры-, ру-, ры-, а если – ре-, ри-, рю-, ря-, рё-.

Потом потихоньку переходим к освоению произношения трудного звука в начале слова, в конце и в середине, начинаем его сочетать не только с гласными, но и с согласными. На занятиях логопед будет помогать вам не сбиться с «правильного» звука и учить слышать себя.

Специалист также подберет упражнения и чистоговорки в соответствии с вашими успехами и в нужной для автоматизации последовательности. Так, кажется, вам незнаком этот профессиональный термин, сейчас мы поясним. Автоматизацией как раз называется тот процесс, о котором идет речь, призванный довести ваш новый навык до совершенства, до состояния, когда он уже не требует никаких усилий, когда он становится таким же естественным как дышать.

Ваша домашняя работа будет расширяться, и включать в себя все новые и новые задания. Например, произнести четко и правильно, выделяя :

Ра-ра-ра. Вот глубокая но-ра.

Ру-ру-ру. Я топор беру.

Главное, не останавливаться на достигнутом. Если вы дошли до проговаривания звука в словах, это еще совсем не значит, что работа закончена. Очень часто на данном этапе правильное произношение требует повышенной концентрации внимания, и звук явно выделяется из остальной речи. Поэтому – продолжаем посещать занятия и обязательно тренируемся дома, желательно, каждый день. И вот – вы уже можете произносить не только слова и слоги, но и целые фразы, в том числе скороговорки.

Помните «Карнавальную ночь», где главная героиня с метлой в руках и орехами за щеками тренировалась говорить четко: «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон»? В случае же с вам могут быть предложены для проговаривания такие фразы:

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет, если бы Карл не крал кораллы, Клара б у Карла не крала кларнет. На дворе трава, на траве – дрова, не руби дрова не траве двора.

Так, кажется, прочитав все вышеизложенное, вы пришли к выводу, что это не для вас и до желанной правильной и красивой речи годы работы. На самом деле, все не так страшно. Чаще всего уже в самом начале работы с логопедом появляются первые успехи, а темп продвижения в работе может быть очень быстрым и за месяц-другой упорных занятий можно поставить звук .

Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector